Дело о «пожилом корейце»
Проштудировав ворох справочных изданий по продаже автомобилей, Владимир нашел очень заманчивое предложение!
БЕСПЛАТНЫЙ СЫР
Дело в том, что некое ООО «Автозапад» недорого предлагало новые (или почти новые) автомобили с консервации. Владимира в автосалоне встретил вежливый менеджер и рассказал, что большинству продаваемых авто уже более двух лет, но все они или без пробега, или с минимальным. Основную массу составляли машины корейских и английских марок. Внимание Владимира привлекла «Дэу Леганза» с двигателем 2,2 л и очень богатым оснащением. Менеджер объяснил, что машина предназначалась для рынка США, где такие только и уважают. Хотя автомобилю уже исполнилось три года, он, по словам продавца, не эксплуатировался и стоял на складе в Корее, поэтому пробег на одометре был ничтожный – меньше 3000 миль. Магазин предоставлял гарантию, а еще – сотрудничал с одним из банков, где открывали кредит на покупку. Посоветовавшись с друзьями, Владимир тут же отправился в банк, и уже через два дня автомобиль за 10 000 долларов был готов к службе у нового хозяина.
Машина понравилась всем членам семьи. Просторный салон, кондиционер, автоматическая коробка передач. Но, как говорится, счастье было недолгим…
ГЛАЗ КОСИТ И НОГИ РАЗНЫЕ
На первом ТО механики выявили неисправность автоматической коробки: необходимо заменить сальники. Казалось бы, ничего страшного, автомобиль-то на гарантии, поэтому первый «звонок» Владимира не встревожил. Прошло пять дней, «Дэу» после ремонта покинул станцию сервиса, но, как оказалось, ненадолго. Первый ремонт подействовал как катализатор: машина как будто решила честно признаться в своем возрасте… Правая передняя фара запотела после мойки и отказалась светить; краска на крыше по краям люка облезла; во многих местах полезла ржавчина; вышел из строя нейтрализатор; а еще при движении появился какой-то стук. В общем, после расконсервации и «снятия грима» автомобиль стал превращаться в «нормальную» трехлетку с немалым километражом, да еще и с врожденными дефектами.
В автосалоне Владимира успокоили: дескать, все не так уж страшно – исправим по гарантии. Однако из множества неисправностей устранили лишь одну: стекло запотевающей фары… замазали по шву толстым слоем герметика. Только вот фара от этого работать не стала (не говоря о ее внешнем виде!). По остальным дефектам ответы были по сути одинаковыми: «гарантия не распространяется на лакокрасочное покрытие», «нейтрализатор вышел из строя из-за плохого бензина», «стук в районе рейки рулевого управления при осмотре механиком сервиса не обнаружен».
Увы, привычный подход к потребителю, который сводится к формуле: «Купил – и радуйся!».
Вскоре Владимир обнаружил течь масла из «автомата» и вновь отправился на сервис. Механики в очередной раз осмотрели машину, установили факт утечки и довольно быстро отремонтировали агрегат. «Теперь точно у вас никаких проблем не будет!» – заверили они Владимира.
Проблем действительно не было – целых три недели! Но после этого масло решило вновь покинуть коробку передач. Только теперь Владимир решил обратиться в специализированную станцию по ремонту и обслуживанию «автоматов». Вердикт вынесли неутешительный: необходим капитальный (и очень дорогой!) ремонт; кроме того, в сервисе предупредили, что ездить небезопасно – коробка в любой момент может выйти из строя.
…Через девять месяцев после покупки Владимир решил предъявить фирме-продавцу претензию и потребовать возмещения понесенных убытков. За помощью Ш. обратился к нам, в юридическую фирму «Правозащита «За рулем».
НА ЧТО МОЖНО РАССЧИТЫВАТЬ
Изучив предоставленные документы, мы обратились в магазин с досудебной претензией, где в качестве требований указали расторжение договора купли-продажи, возврат уплаченных за автомобиль денежных средств и возмещение всех понесенных убытков.
Наша позиция основывалась на следующем. Потребитель вправе потребовать расторгнуть договор купли-продажи товара и вернуть деньги, если товар был продан с существенными недостатками. Закон «О защите прав потребителей» поясняет, какие недостатки признаются существенными: которые либо неустранимы, либо проявляются вновь после устранения, либо не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени. Кроме того, анализ нормативных документов показал, что к «существенным» может быть отнесен недостаток, который делает использование товара по назначению опасным для жизни, здоровья или имущества граждан. Вспомним: автоматическую коробку ремонтировали дважды, и каждый раз пытались устранить одни и те же недостатки; в конечном итоге, дефект остался! В претензии были упомянуты и другие проблемы, возникшие в период эксплуатации автомобиля.
Наша претензия осталась без ответа – и тогда, собрав необходимые документы, мы обратились с исковым требованием в Балашихинский городской суд Московской области. На предварительном судебном заседании (на которое, кстати, представители ответчика не пришли) судья дала понять, что без экспертизы не обойтись. На очередное заседание суда мы пришли с подготовленным ходатайством о назначении и проведении автотехнической экспертизы. Вот только судебное заседание не состоялось по той причине, что наше дело… просто забыли включить в список рассматриваемых!
Владимиру тем временем позвонил директор автосалона и предложил бесплатно заменить коробку передач. Оказалось, там сменилось все руководство. Новый руководитель с пониманием отнесся к проблеме и предложил решить все вопросы мировым соглашением. Однако Владимир потратил уже слишком много времени, сил и средств, чтобы согласиться на это.
…Суд, изучив имеющиеся в деле доказательства, вынес решение, согласно которому исковые требования Владимира были удовлетворены частично, а именно: договор купли-продажи расторгли, с автомагазина взыскали сумму, уплаченную за автомобиль. Кроме того, с ООО «Автозапад» были взысканы денежные средства, потраченные владельцем на ремонт, проценты по кредиту, неустойка за неудовлетворение досудебной претензии, а также судебные расходы и моральный вред. В общей сложности, сверх стоимости автомобиля автосалон должен был выплатить больше ста тысяч рублей.
Сейчас Владимир уже получил все причитающиеся ему деньги. А главный урок нашей истории в том, что отстаивать свои права не только можно, но и нужно. Ведь это не просто единичный случай победы конкретного потребителя в борьбе за свои права, это – очередной маленький кирпичик, заложенный в фундамент, на котором должна быть возведена система цивилизованных отношений.
P.S. Решение суда ответчик выполнил в кратчайшие сроки, что говорит о порядочности нового руководства этой компании. Да и с автомобильными «старичками» без пробега, судя по всему, здесь решили расстаться, закрыв это направление бизнеса. Ведь нельзя быть «вечно молодым»...
ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ И ПРОДАВЦАМ ТОВАРОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ АВТОМОБИЛЕЙ, СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО БИЗНЕС ДОЛЖЕН СТРОИТЬСЯ НА УВАЖЕНИИ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ.