Железный поток

Железный поток

ПЕРВОПРОХОДЕЦ

Конкурентная борьба подобна шахматам – выигрывает тот, кто сохраняет преимущество хода. «Форд» овладел инициативой в 2001 году, первым среди иностранных компаний построив завод в России и сделав ставку на одну, зато хорошо «раскрученную» в средствах массовой информации модель (еще одно «преимущество хода»). «Фокус I» стал тем тараном, который открыл на нашем рынке нишу новых недорогих иномарок.

С 2000 по 2006 год число проданных «фордов» возросло в 80 с лишним раз, а в долларовом исчислении объем продаж увеличился почти в 120! «Фокус» увел заметную часть покупателей с рынка новых отечественных машин и подержанных иномарок. И хотя цены на него вскоре заметно выросли, а опыт эксплуатации выявил целый ряд недостатков (ЗР, 2005, № 10), покупать «обрусевшего немца» не перестали, хотя ажиотаж несколько спал. С одной стороны, «Форд мотор компани» (ФМК) достаточно оперативно решала (или, во всяком случае, пыталась решать) самые больные вопросы, с другой – владельцы начали понимать, что ждать от бюджетной иномарки качества и надежности люкс-класса, по меньшей мере, наивно. Так или иначе, от «фокусов» избавляться не спешили, цена на них на вторичном рынке оставалась высокой, а очереди в автосалонах не уменьшались.

В ПОГОНЕ ЗА ДЕФИЦИТОМ

Второй «Фокус» вызвал не меньший ажиотаж: еще не появившись в России, он стал дефицитным! В 2006 году спрос стабильно превышал предложение, хотя модель и так вышла на первое место по числу проданных автомобилей среди иномарок с большим отрывом от преследователей (68 137 шт.). Планы производства завода во Всеволожске на 2007 год – 75 тыс. «фокусов», но очереди, по нашим прогнозам, заметно не сократятся, по крайней мере до конца лета. Ведь уже в начале года банк заказов на российские «фокусы» достиг почти половины запланированного объема.

Покамест ожидать заказанного автомобиля приходится до полугода. Эту ситуацию используют некоторые дилеры, устанавливая высокую (до 20%) предоплату и таким образом «занимая» у покупателей оборотные средства на приобретение автомобилей – фактически беспроцентный кредит!

Возможно, «Форд» вновь поможет российскому рынку импортными «фокусами», однако рост цен на доставку делает ввоз бюджетных машин все более невыгодным. (Так, автовоз из Финляндии подорожал с $2200 в марте 2006 года до $4200 в декабре, а к осени 2007 года цена может вырасти до $5000!) Поэтому в перспективе импортировать будут лишь сравнительно дорогие машины.

МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ

Проблемы с доставкой в прошлом году сильно сказались на объеме продаж «фордов» (по некоторым оценкам, он мог быть выше на треть), причем коснулись не только легковых, но и коммерческих автомобилей (среди них популярный «Транзит»). Однако во второй половине года удалось выправить ситуацию, оптимизировав финский маршрут и ускорив оформление документов. Результат не заставил долго ждать: на последние четыре месяца 2006 года пришлось 60% объема продаж. Но все же в декабре в портфеле ФМК оставалось еще около 50 тысяч неудовлетворенных контрактов!

Учтя печальный опыт, в новом году ФМК будет опираться на нескольких независимых перевозчиков, работающих на разных маршрутах. Машины пойдут морским путем, автовозами и железной дорогой через Финляндию – Эстонию, Литву – Белоруссию и Украину. Однако узкими местами здесь по-прежнему остаются дефицит автовозов, железнодорожных вагонов и пропускная способность таможни.

ЛЮБОВЬ ДОРОГОГО СТОИТ

Январское подорожание «фордов» на $200–400 (2,3%) лишний раз показало, что такие «мелочи» не способны заметно повлиять на спрос. Другое дело – примерно 10-процентное повышение цены на S-max: интерес к нему сразу охладел, и покупатели повернулись... все к тому же «Форду» – хорошо знакомому C-max! А это уже сознательная приверженность бренду – качество, которое только формируется у российских покупателей. И тут «Форд» оказался впереди: низкие цены на «первую российскую иномарку» были лишь приманкой. Сегодня есть авто и подешевле. Но «Форд» уже полюбили – за ходовые качества, приемлемую надежность и просто за давностью отношений.

По нашим прогнозам, весной новых подорожаний не предвидится. Дальнейшее развитие определит спрос (а он зависит и от политики конкурентов, особенно тех, кто имеет или строит заводы в России), ситуация на заводе во Всеволожске (в частности, степень локализации комплектующих), а также политика перевозчиков. Кредитная политика по отношению к популярным моделям вряд ли претерпит значительные изменения – предложения «Форда» и так одни из самых выгодных на рынке.

Илья Колбин, сервис-менеджер «Независимость-Форд»

С «расходниками» для всех моделей, официально проданных в России, – никаких проблем: если какой-либо запчасти не окажется на складе дилера, доставка по Москве с центрального склада «Форда» занимает день, максимум – три (в случае сбоев с транспортом). Нередко нужная деталь есть у другого дилера – тогда вопрос решаем в течение дня. После создания центрального склада запчастей ситуация по сравнению с прошлым годом кардинально улучшилась (покрытие достигает 90%). Если запчасть все же необходимо заказывать на центральном складе в Германии, срок ожидания – около двух недель. И уж совсем редкие (как правило, кузовные) детали, которых не оказалось и там, приходится ждать месяц.

Большинство кузовных деталей для «фокусов» есть в наличии. Мы стараемся также всегда держать «аварийные» детали (фары, стекла, бамперы, поворотники, крылья) на четыре самые продаваемые модели: «Фокус», «Фьюжн», «Мондео» и «Фиесту». На «американцев» («Эксплорер», «Экспедишн», «Маверик») кузовные детали идут от двух недель до месяца.

Самый острый вопрос – сокращение очередей. Совершенствуя технологию на существующих площадях, мы увеличили пропускную способность СТО (естественно, соблюдая технологию ремонта «Форда»). Сегодня записываем на ТО за два дня, на ремонт или диагностику – за 10 дней. Конечно, в экстренном случае (во избежание выхода из строя других узлов) мы готовы принять автомобиль вне очереди, но без гарантии сроков ремонта. Кузовной ремонт автомобилей ведем строго по записи; очередь здесь, к сожалению, еще велика, но благодаря постоянному мониторингу и связи с клиентами удается сокращать первоначально назначенное время ожидания.

Хенрик Нензен, президент Ford Motor Company в России и СНГ

В следующем году мы планируем продать в России 150 тыс. автомобилей марки «Форд», из них половина – «фокусы» российского производства. Главное направление развития дилерской сети – регионы. В декабре 2006 года у нас было 148 дилеров в 87 городах России, к 2010 году мы рассчитываем довести их число до 250. В ближайшие три года в России откроется до семи новых автозаводов различных брендов, и к 2010 году, по нашим оценкам, объем местного производства иномарок вырастет до миллиона в год. Мы не боимся конкуренции. Наоборот, приход в Россию иностранных автопроизводителей стимулирует освоение местных комплектующих на уровне мировых стандартов.

Дмитрий Колесниченко, коммерческий директор «Независимость-Форд»

Из четырех комплектаций «Фокуса» простейшая Ambiente популярна в основном среди корпоративных клиентов. Частники предпочитают как минимум Comfort, где уже присутствует кондиционер. Около трети всех автомобилей приобретают в кредит, который наиболее выгоден для самых популярных моделей – «Фокус», «Фьюжн», «Фиеста»: на «Фокус» при первоначальном взносе 40% – 4,9% на два года с возможностью досрочного погашения через 6 месяцев, страховка по КАСКО 5% (при франшизе 200 долл). На «Фьюжн» и «Фиесту» действуют такие же условия, но при 50-процентной предоплате.

На вторичном рынке «Форд-Фокус» – очень ликвидная машина. Учитывая, что подорожание новых автомобилей (в прошлом году было две волны повышения цен) влечет за собой и рост цен на секонд-хэнд, продавцы подержанных «фокусов II» почти ничего не потеряли. За первые два года эти машины дешевеют не более чем на $1000 в год. Более дорогие модели (в том числе мини-вэны и вседорожники) выгоднее покупать на длительный срок, так как первоначальное падение цены здесь намного выше.

Подпишитесь на «За рулем» в