Нет плохой погоды

НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ

ОТ ПЕЧКИ

Еще недавно, а на некоторых автомобилях и поныне отопитель был единственным устройством, улучшающим погоду в салоне. Пар, конечно, костей не ломит, но жара иногда не лучше холода. Кондиционеры уже многим привычны. Тем не менее задержимся на простой установке, чтобы проще было разбираться со сложными.

По конструкции система охлаждения или кондиционирования (рис. 1) напоминает отопительную. Два теплообменника - первый (обычно его называют конденсатором или конденсором), находящийся перед основным радиатором, второй (испаритель), стоящий в салоне, - соединены трубками. Компрессор, приводимый ремнем от коленвала, сжимает парообразный хладагент (рабочий газ) и подает его в конденсор, где газ охлаждается и переходит в жидкое состояние. Далее хладагент поступает в испаритель, где забирает тепло из воздуха, превращаясь в пар.

Водитель может отрегулировать температуру, повернув одну из ручек на панели приборов. Ею он меняет положение заслонки, которая перераспределяет поток воздуха: основная часть идет через испаритель кондиционера, а некоторое количество - через отопитель. Таким образом, теплые и холодные потоки перемешиваются, и из сопел дует не ледяной ветер, а прохладный бриз. Поворотом соседней ручки можно изменить направление потока, например, чтобы удалить непрозрачную водяную пленку с ветрового стекла. Моторчики приведут в движение заслонки, которые направят воздух по нужному каналу.

Увы, простенькие кондиционеры вместе с прохладой могут "подарить" серьезную простуду. Поэтому им на смену приходят более "интеллигентные" устройства.

МЯГКИЙ КЛИМАТ

Водителю достаточно задать желаемую температуру, а дальше все сделает электроника. "Думающие" системы лишены минусов, присущих несовершенным кондиционерам. Они, например, медленно остужают салон, оберегая водителя и пассажиров от резких перепадов температур.

Управляет климатом электронный блок. Он опрашивает датчики, установленные в салоне и снаружи, и, зная заданную температуру, отдает команды исполнительным механизмам воздушных заслонок. Последние перекрывают нужные воздуховоды, четко дозируя холодные и горячие потоки. При необходимости система изменяет не только температуру, но и скорость вентилятора. Компьютер постоянно анализирует полученные данные и корректирует работу системы.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Пожалуй, самыми совершенными на сегодня являются климатические установки с раздельными регулировками. Допустим, за рулем сидит теплолюбивый человек, для которого температура ниже 20°С абсолютно некомфортна, а рядом - его "теплокровная" противоположность. Конструкторы позаботились об обоих: устройство каналов и воздушных заслонок позволяет устанавливать разную погоду в левой и правой половинах салона (рис. 2).

Управляет такими системами электроника. Датчиков, фиксирующих температуру, здесь гораздо больше, как и исполнительных механизмов - заслонок и шаговых электромоторов для их привода.

Задние пассажиры тоже не обделены вниманием, особенно в автомобилях представительского класса (рис. 3). Именно для важных особ - обитателей кожаных диванов и придумали климатические установки с четырьмя зонами регулировки. Естественно, для этого требуются дополнительные датчики и исполнительные элементы, а на центральной консоли у заднего сиденья - индивидуальная панель управления.

У некоторых моделей в сопла воздуховодов, подведенных к ногам задних пассажиров, встроены электроспирали. Они подогревают воздух, пока эффективно не заработает центральная система отопления.

Обычно помимо температурных на автомобили с индивидуальными зонами регулировки устанавливают датчики, фиксирующие влажность. Как только количество молекул воды в воздухе превышает допустимое, система мгновенно переводит поток на стекла, не давая им запотеть.

На богато оснащенных машинах воздуховоды проникли даже в сиденья. Стоит нажать кнопку вентиляции или обогрева кресел - и воздух, пробиваясь через пенный наполнитель и пористую кожаную обивку, приятно обхаживает спину и то, что ниже нее.

В НАГРУЗКУ

У самых современных климатических установок немало дополнительных возможностей - например, предварительный прогрев салона. Достаточно заложить в компьютер желаемую температуру и завести таймер - устройство, проконтролировав емкость аккумуляторной батареи и резерв топлива в баке, в нужное время включит подогреватель. На дизельных версиях его обычно устанавливают "в базе", для моделей с бензиновыми моторами - за дополнительную плату. Электронасос будет "гонять" жидкость по малому кругу - от подогревателя к отопителю салона - до тех пор, пока температура не достигнет 30°С. По команде управляющего блока включается вентилятор и приоткрывается термостат - параллельно с салоном начинает прогреваться двигатель.

Чтобы попусту не тратить топливо и не засорять воздух, на кратковременных остановках пользуются стояночным отоплением. Пока двигатель не остыл, циркулирующая через печку жидкость будет отдавать тепло в салон. Когда "температурный резерв" истощится, в работу вступит электрический подогреватель.

Любопытно, что жаркое солнце оказывается полезным для... дополнительного охлаждения и вентиляции салона. На некоторых автомобилях в люк встраивают солнечные батареи, которые вырабатывают энергию для вентиляторов, размещенных в потолке. Они - дополнительные, поскольку их эффективность все-таки ниже, чем у основного.

Как быстро меняется автомобиль, а вместе с ним и наше представление о комфорте! Давно ли за счастье считали хорошо работающую "печку", а примитивные по сегодняшним меркам кондиционеры казались верхом роскоши. Теперь мы без труда делаем погоду по собственному вкусу. Правда, только в замкнутых пространствах. Но это и к лучшему: революционные воздействия на природу, как известно, даром не проходят.

Рис. 1. Устройство простейшего кондиционера: 1 - радиатор кондиционера; 2 - электрическая муфта компрессора; 3 - датчик давления; 4 - блок управления двигателем; 5 - выключатель кондиционера; 6 - испаритель; 7 - температурный выключатель; 8 - термодатчик.

Рис. 2. Распределение горячего и холодного воздуха в климатической установке с двумя зонами регулировки: 1 - воздушные заслонки; 2 - радиатор отопителя; 3 - испаритель кондиционера.

Панель управления климатической установкой " Ауди А8".

Рис. 3. Распределение воздушных потоков в автомобиле " Лянча Тезис".

Управлять климат-контролем можно и через меню бортового компьютера.

Подпишитесь на «За рулем» в