Спираль истории
С 1968 по 1973 год выпустили 103 464 «Опеля-GT». Изящный спортивный автомобиль был куда популярнее в Америке, чем в Европе, – более 70 тысяч продали в США. Мотор – 1,9-литровый мощностью 90 л.с. – разгонял легкую машину до 185 км/ч и позволял разменять первую сотню за 10,8 с. Невероятно быстро по тем временам, особенно при столь скромном двигателе. Но введенный в 1973 году стандарт США на безопасные бамперы прервал удачную карьеру – приделать их к миниатюрному кузову, не испортив его, было совершенно невозможно. Да и в отношениях с французским производителем кузовов возникли серьезные проблемы…
СЕГОДНЯ, МНОГО ЛЕТ НАЗАД…
Для пробной поездки к нашим услугам заботливо отреставрированный GT 35-летней давности. Какой же он маленький! Крыша по пояс: стоя рядом с машиной, могу запросто дотянуться до верхней части противоположной двери. Любой нынешний «супермини» выглядит гигантом по сравнению с GT. А внутри, между прочим, достаточно места даже для рослых водителей, хотя в плечах и нешироко.
Хорошо, что организаторы не прогревали моторы – пуск холодного двигателя с карбюратором – несложное занятие, если помнить о воздушной заслонке. Пока двигатель прогревается, сижу внутри – ручник в раритете что-то не держит… Сумку за сиденье, первую передачу, и… поехали!
Громкий рокот мотора, тугая длинная ручка коробки передач, скользкая баранка в палец толщиной, тяжелые педали, вялые тормоза – все прелести ретро на лицо. Все-таки за 40 лет автомобили прошли немалый путь. Зато как радуют любопытные взгляды из соседних машин – в стране, где автомобилем удивить, кажется, просто невозможно! Всего несколько минут за рулем оставляют отменный заряд хорошего настроения.
GT ВТОРОЙ
Этот совсем другой! В «охапку» его не возьмешь – широк. При больших колесах и не слишком тесном салоне меньше 1,8 м ширины по современным требованиям пассивной безопасности никак не получится. Из 4,1 м длины едва ли не половина – капот, под которым бензиновый мотор скромного объема – два литра. Но с регулируемыми фазами, непосредственным впрыском, турбонагнетателем и охлаждением наддувочного воздуха он развивает 264 л.с. и располагает 353 Н.м крутящего момента выше 2500 об/мин. Это показатели неплохого четырехлитрового «атмосферника» с вдвое большим числом цилиндров! Можно ожидать и незаурядной динамики, и хорошей управляемости. Последнее – благодаря легкому двигателю в пределах базы, расставленным по углам колесам, низкому центру тяжести. «Опель-GT» куда более сильный спринтер, чем, например, БМВ-Z4 с трехлитровым мотором. Впрочем, что рассуждать, когда автомобиль под рукой, в легенде – маршрутов на целых 500 км, а ласковое зимнее солнце Калифорнии только выбирается из-за окруживших Палм-Спрингс гор.
ТОПИК ДОЛОЙ!
Автомобиль со сложенным мягким верхом по-английски запросто можно назвать topless, хотя чаще этим словечком игриво обозначают отсутствие верхней части у женского купального костюма. Погода – отменная, значит поеду… топлесс.
Справиться с крышей, в общем-то, не сложно – застежки встречал и посложнее. Никакой автоматики! Не исключено, что придется перетряхнуть содержимое багажного отсека: со сложенным верхом он уменьшается почти втрое и превращается из приемлемого сундучка в компактный чемоданчик, где даже фотоаппарат может стать лишним. Так что желающим отправиться с подругой к морю придется ехать с поднятым верхом – даже пляжные сумки для двоих едва ли поместятся. В салоне (вернее, кокпите) места хватит только для солнечных очков или компактного фотоаппарата – перчаточный ящик невелик (ну не зимние же рукавицы там хранить!), а второй закрываемый объем на задней стенке салона не вместит даже миниатюрную дамскую сумочку. Впрочем, мне она точно не нужна!
На хайвэе ограничение: 65 миль/ч (105 км/ч). На такой скорости ни шум воздушного потока, ни он сам не мешают, если, конечно, поднять боковые стекла. Ехать быстрее в открытом автомобиле все-таки дискомфортно, тем более что заднего экрана нет, и сорванный верхней кромкой стекла вихрь успешно организует небольшой торнадо в кокпите. Размеры и пределы регулировки сидений позволяют разместиться достаточно крупным водителю и пассажирам. Особенно рослым удобства ждать не стоит – для них верхняя кромка стекла слишком низка.
На ходу родстер удобен. Двигатель отлично реагирует на педаль газа, трогаться легко, с двух тысяч и до максимальных оборотов разгон – великолепный! Мотор не взбрыкивает и не спит, везет в строгом соответствии с нажатием на педаль. А еще – при равномерном движении довольствуется 7,5 л бензина на 100 км. Короткий рычаг коробки отлично лежит в руке, а всего лишь пять передач нарезают скоростной диапазон двигателя и машины на пропорциональные отрезки, удачно «укладывающиеся» на горном серпантине. Впрочем, в Штатах сильно не погоняешь – лихой мотоциклист, «выстреливший» на короткой прямой под запрещающим обгон знаком, через пару миль попался бдительным полицейским.
На живописном участке в сторонке можно немного похулиганить: отключив противобуксовочную систему и стабилизацию, разворачиваться движением руля и нажатием на газ. Мотор легко срывает колеса в пробуксовку на сухом асфальте и на первой, и на второй передаче. На плавных скоростных виражах быстрое и понятное рулевое управление «Опеля» позволяет насладиться извилистой дорогой. В этом заслуга и шасси, и жесткого кузова; кстати, первый GT так и не получилось сделать открытым...
Маршрут ведет в горы, и температура за бортом стремительно понижается. Еще немного – приходится включать отопитель. Он легко справляется с умеренным похолоданием, наполняя «ванну» кузова подогретым воздухом. Кстати, как и полагается современному родстеру, GT оснащен кондиционером. Вечер в горах наступает быстро, а тут еще пропустил поворот и дал изрядного крюка... На привале придется вернуть крышу обратно, ведь на улице всего +5! Даже в первый раз больше двух минут на это не требуется. Конечно, так тише и теплее, но удовольствие не то. Зато чувствуешь, что одолел бы в один присест хоть тысячу километров. И даже по не самым хорошим дорогам – подвеска вполне комфортабельна, шум не досаждает, к тому же заправляться придется всего один раз.
Свет ксеноновых ламп выгодно выделяет GT из массы машин на хайвэе. Здесь не встретишь брошенный прицеп или грузовик в правом ряду, но просто приятно, когда дорогу видно хорошо. Почему-то подумал: прогулка на родстере, наверное, всегда должна заканчиваться поздним вечером....
ПОИСКИ КУРСА
Построить спортивный автомобиль – единственный способ завербовать в число поклонников марки не только степенных, прижимистых бюргеров, но и тех, для кого удовольствие от езды выше удовольствия от удачной покупки. Поиск «Опелем» нужной концепции длился много лет. Экстремальная «Астра Купе ОРС X-Treme» не пошла – слишком серьезно и умопомрачительно дорого. «Спидстер» оказался удачнее, но внешность чересчур экстравагантна, а динамика и управляемость, особенно в варианте «Турбо», выше способностей среднего водителя.
Наконец, выбор пал на двойняшек «Сатурн-Скай» и «Понтиак-Солстис». Они породили брата – «Опель-GT», доведенный специально для Европы, оснащенный самым мощным мотором и полным набором средств безопасности. Производство, естественно, на том же «родстерном» заводе в США – Уилмингтон, штат Делавэр.
Пожалуй, нынешний «Опель-GT» выбрался на правильный курс. Мощный и послушный, без амбиций рекордсмена и остроты опасной бритвы в управлении – именно такой по силам обычному водителю. Добавим симпатичную внешность, отличное оснащение, комфорт и цену в Европе 30 675 евро. Должно сработать!
OPEL GT – маленький родстер с большой буквы, очень резвый, но вполне дружелюбный к водителю автомобиль с достойным уровнем комфорта.
ИЗ ХОРОШЕЙ СЕМЬИ
Силовая структура из профилей замкнутого сечения, изготовленных гидроформованием, обеспечивает высочайшую жесткость кузова и, как следствие, отличную управляемость (в этом смысле «Опель-GT» – близкий родственник культового в США и любимого многими в Европе «Шевроле-Корвет»). Кстати, гидроформованием изготавливают и капот, форма которого слишком сложна для обычных штампов.