Китайский тюнинг: он повсюду
Промышленность КНР, в том числе и автомобильная, продолжает развиваться бурными темпами. Несмотря на это собственный автомобиль для множества китайцев остается недостижимой мечтой. И даже состоявшиеся автовладельцы редко могут позволить себе доработки машины. Их занимают другие вопросы, связанные с эксплуатацией, возникающие и из-за низкого качества и надежности собственно автомобилей, и из-за слабо развитой инфраструктуры.
Тем не менее для своих автомобилей, в основном для пикапов и внедорожников, китайцы делают разнообразные комплекты внешнего тюнинга – расширители колесных арок, кенгурятники, дефлекторы и прочее. Пиком моды считаются блестящие – золотые и серебряные – накладки и значки. В каталогах встречаются и достаточно серьезные позиции, как, например, лебедки для внедорожников (их сейчас покупает весь мир – привлекает дешевизна). Для легковушек выбор существенно меньше, но тоже присутствует. Так, для Chery Amulet (суть клон SEAT Toledo) предлагается обвес под недвусмысленным названием WRX. Для седана есть и перепрошивка управляющей электроники, улучшающая, по уверениям торговцев, эластичность работы двигателя и динамику.
В этой стране существуют зачатки автомобильного тюнинга в европейском понимании. Китайское общество испытывает расслоение, и богатые бизнесмены, которых сегодня уже немало, предпочитают дорогие автомобили не китайских, а импортных – германских, японских и, реже, американских – марок. Многие из них стремятся выделить и тюнингом. «Моя машина лучше, дороже, красивее твоей».
Как в КНР, так и в соседнем Тайване существует множество крупных и мелких фирм, привозящих и продающих товары известных тюнинговых брендов, в первую очередь германских. Спрос пока еще невелик, но и эта сфера бизнеса находится в развитии. Часто в страну ввозят автомобили, уже доработанные теми же немцами. Помимо того китайцы традиционно «заимствуют» западные достижения, копируя их в собственных мастерских, иногда добиваясь не только практически идентичного вида, но и сопоставимого качества продукции: они лучшие ученики в мире.
О технических достижениях китайских тюнеров пока мало что известно. Во всяком случае ни один крупный тюнинг-проект китайской фирмы не был представлен пока ни на одном международном автошоу.
Есть и другое направление развития китайского тюнинга – экспорт, и именно это направление является важнейшим. Сегодня в Восточной Азии производится львиная доля тюнингаксессуаров для большинства марок и моделей автомобилей, в том числе и российских. Из россиян ближе всего с китайским тюнингом знакомы владельцы автомобилей Lada десятого семейства и недорогих иномарок. Конечно же, речь идет не о технических доработках, за которыми пока что рано обращаться к китайцам, а о внешнем антураже. Здесь они преуспели. Обвесы, универсальные антикрылья, подходящие для многих машин, декоративные решетки радиатора, насадки на глушители и альтернативная оптика для самых разных автомобилей, колесные диски, разнообразная аудиовидеотехника и прочее… Большая часть этой очень модной в определенных кругах продукции, которая присутствует в каталогах российских фирм, продающих тюнинговые аксессуары, изготовлена трудолюбивыми китайскими руками. Хотя признаваться в этом наши тюнинг-магазины не спешат, предпочитая туманные формулировки: «сделано в Азии», «сделано для Европы» или «изготовлено по специальному заказу нашей фирмы». Китайские производители не стесняются ставить на свою продукцию левые клейма, популярные марки и бренды, снабжать их липовыми импортными сертификатами. В нашей же стране сертификацию проходит лишь очень малая часть тюнинговых аксессуаров: процедура рискованная, дорогая и отнимающая много времени. На авторынке же запрашивать документы на товар среди покупателей не принято.
Интересно то, что и российские тюнеры занялись доработкой некоторых китайских моделей, обретающих популярность в нашей стране. Например, в питерской компании «Союз-96» предлагают комплект аксессуаров для вседорожника Great Wall Hover, в который входят передняя дуга, пороги и задняя защита, изготовленные из нержавеющей стали. Передняя дуга может быть в вариантах диаметра трубы 60 или 76 мм, также есть три варианта порогов и два варианта задней защиты. Похожий набор российского производства предлагаетсяи для Chery Tiggo, клона Toyota RAV4.
И это, конечно, только начало: китайские автопроизводители очень заинтересованы в российском рынке, и сопутствующая индустрия тюнинга будет развиваться в том же направлении.