Принцип домино

Принцип домино

Не успел Nissan Qashqai появиться в продаже, как все вокруг в один голос заговорили о его исключительном рыночном положении – дескать, и не кроссовер, и не хэтчбек, а нечто такое среднее, ни на что не похожее. На самом деле никакой исключительности у Qashqai нет, и никакого велосипеда на Nissan не изобрели: подобные «полумерки» на рынке есть и были задолго до Qashqai, достаточно вспомнить городской хэтчбек с увеличенным дорожным просветом Ford Fusion или полноприводный компактвэн Renault Scenic RX4. Если говорить о прямых конкурентах Qashqai, то ими помимо Hyundai Tucson сегодня являются Dodge Caliber (правда, на российском рынке почему-то не продают полноприводных версий) и Suzuki SX4 (недорогая альтернатива Qashqai с двигателем 1.6, к тому же имеется версия с «автоматом»).

Hyundai Tucson в этой нишевой компании свой парень, как и Qashqai, его тоже можно приобрести в переднеприводном исполнении, мол, хочу высоко сидеть и на городские бордюры запрыгивать, а по грязи не езжу. Цены на переднеприводный Tucson с 2-литровым 141-сильным мотором и МКП начинаются с 25 590 долларов, тогда как аналогичный по мощности и типу трансмиссии Qashqai стоит дешевле – от 24 400 долларов. При этом Qashqai лучше оснащен с точки зрения пассивной безопасности – шесть подушек вместо двух у Tucson, зато у Hyundai в базе климат-контроль и сигнализация.

Полноприводный Qashqai с вариатором, ESP и кожаным салоном стоит минимум 32 050 долларов, уверенно обгоняя теперь по финансовым запросам схожий по комплектации Tucson с 4-ступенчатой АКП за 30 990 долларов. Если полноприводный Qashqai оснастить по максимуму (камера заднего вида, продвинутая аудиосистема и навигация), то его цена возрастает до 34 350 долларов. Tucson за эти деньги может похвастать 2,7-литровым 175-сильным двигателем V6, а если вы готовы пожертвовать кожей на креслах, его цена упадет до 32 690 долларов, но в любом случае Hyundai будет лишен всяких современных штучек-дрючек типа цветного видео, спутникового поводыря и MP3-плеера.

В общем, ценовая война между Qashqai и Tucson идет на уровне нюансов: хотите больше мощности за умеренные деньги – милости просим в автосалоны Hyundai, а если впадать в крайности оснащения, то рекомендуем присмотреться к Nissan – дорогие версии щедро одарены удобствами, а Qashqai начального уровня с передним приводом и двигателем 1.6 стоит всего 21 900 долларов, что на 3690 долларов дешевле, чем самый простой Tucson с 2-литровым мотором.Если же привести соперников к условному общему знаменателю в виде самой доступной полноприводной версии с АКП (именно такие машины для корректности сравнения мы указали в технических данных), то их цены окажутся очень близки: 29 390 долларов за Tucson и 29 520 за Qashqai, однако учтите, что курс доллара в ЦБ и дилерских сетях может не совпадать, и это может стать неприятным сюрпризом при покупке.

Близки соперники и по габаритно-массовым показателям, Tucson выделяется лишь ростом, да и то в основном по вине штатных рейлингов на крыше, однако особенности дизайна этих автомобилей обнаруживают между ними куда более существенную разницу, чем пара сантиметров по вертикали. Qashqai – стремительный, модный, визуально легкий, почти легковой; Tucson – крепкий, основательный, мускулистый, немного тяжеловатый. То есть если облик корейского кроссовера тяготеет к классическим внедорожникам, то Nissan, хоть и окружен защитным пластиковым обвесом, всем своим видом подчеркивает нелюбовь к сельской местности. Стихия Qashqai – городские кварталы, с них-то мы и начнем испытания.

В городе

Высокая посадка и легкое рулевое управление облегчают водителю Qashqai маневрирование в городском потоке, а большой радиус разворота и ограниченная обзорность его осложняют. Широкие передние стойки заставляют вертеть головой и наклоняться вперед в крутых поворотах, а высоким водителям дополнительные неудобства создает низко установленное внутрисалонное зеркало. Его форма и расположение подобраны так, чтобы полностью отображать картинку в узкой амбразуре багажной двери. Но если рост водителя за 190 см, то зеркало висит у него на уровне рта, перекрывая обзор в правой полусфере. Наружные зеркала стильной зауженной формы оказались на редкость удобными, компенсируя недостаток обзорности назад.

Автомобили в комплектации LE+ оснащены цветной камерой заднего вида – настоящий подарок горожанину. Парковка задним ходом не напрягает, она даже доставляет удовольствие. Никакие ультразвуковые датчики не сравнятся с искусственным глазом, видящим и низкие цветочные клумбы, и спящих на дороге собак, и канализационные колодцы без люков, и прочие дорожные «радости».

Вариатор Qashqai словно специально придуман для рваного ритма городского потока – разгон получается ровным и уверенным с любой скорости. А вот настройка тормозов, увы, нарушает идиллию плавного движения: педаль слишком чувствительная и требует привыкания. Подвеска отлично гасит мелкие дорожные неровности, но крупных выбоин, железнодорожных путей и «лежачих полицейских» не любит, автомобиль проходит их с тряской и грохотом, призывая водителя убавить скорость.

У Hyundai Tucson все наоборот: с грубым рельефом он справляется лучше, подвеска более энергоемкая, но борьба с мелкими стыками и швами ей удается хуже.

Усилитель рулевого управления в Tucson точнее. Лучше у корейского кроссовера и обзорность, передние стойки кузова тоньше, внутрисалонное зеркало расположено в привычном месте, а стекло багажной двери больше и не так сильно наклонено вперед.

Силовой агрегат Tucson работает не так плавно, как у Qashqai, гидромеханический «автомат» не скрывает своей ступенчатости и постоянно напоминает о ней запаздываниями при переключениях на низшие передачи, однако тяговитый двигатель с легкостью нивелирует этот недостаток.

Благом в городской толчее оказываются и длинноходные педали, особенно если вы выбрали машину с МКП, сцепление включается мягко и предсказуемо, газ легко дозируется, а к точным тормозам привыкаешь с первого раза.

В итоге за городскую езду больше очков получает Hyundai, так как урбанистические будни Nissan омрачают проблемы с обзорностью и неожиданно большой радиус разворота: там, где Tucson разворачивается с первого раза, Qashqai упирается носом в бордюр.

За городом

Понятная и предсказуемая работа вариатора в сочетании с хорошей шумоизоляцией и не замечающей текстуру дорожного полотна подвеской делают длительные поездки на Qashqai по автомагистралям безмятежным и простым занятием. Некоторым водителям может лишь немного досаждать отсутствие четкого нулевого положения у руля и чрезмерное искусственное усилие на нем при повороте на малые углы – ощущения как при езде на компьютерном симуляторе, но к этому быстро привыкаешь, а вот слишком большие вертикальные ускорения на пологих волнах, вызывающие тоску на лицах пассажиров со слабым вестибулярным аппаратом, – недостаток безоговорочный.

Вертикальной раскачкой, хоть и в меньшей степени, страдает и Hyundai Tucson, но его экипаж больше нервируют шум и плохая работа подвески на мелких неровностях, которые в изобилии наблюдаются на российских автобанах. С точки зрения водителя Tucson как минимум не хуже Qashqai из-за более точного и информативного рулевого управления и лучшей обзорности, однако по комфорту, столь важному в длительных поездках, «кореец» все-таки серьезно проигрывает сопернику – за городом Qashqai предпочтительнее.

Управляемость

Рассчитанная на хорошие дороги ходовая часть Qashqai понравится активным водителям и позволит им утолить жажду скорости. В роли естественного остудителя гоночных амбиций выступают рулевое управление с синтетической обратной связью и легкая недостаточная поворачиваемость, возникающая на высокой скорости при прохождении поворота. Фактически Qashqai – это легковой автомобиль, и говорить здесь о более тяжелой водительской участи владельцев кроссоверов по сравнению с хозяевами легковых автомобилей не приходится. А вот преимущества есть: солидный дорожный просвет и подключаемый полный привод позволяют без опаски съезжать на грунтовые дороги. Правда, межосевая муфта, как и на подавляющем большинстве кроссоверов, работает грубовато, дискретно меняя отношение потока мощности между осями, отчего резко меняется баланс машины – о скоростной езде по скользким дорогам можно забыть. Справедливо последнее замечание и для Hyundai Tucson – вне асфальта ездить можно, но осторожно.

Быстрая езда на Tucson по дорогам с твердым покрытием, несмотря на более информативное рулевое управление, не так приятна, как на Qashqai: «кореец» сильнее кренится и хуже держит траекторию, он валкий и более инертный. По управляемости Tucson гораздо дальше от легковых автомобилей, чем Qashqai, и проигрывает этот раунд.

Эргономика и комфорт

Водительское кресло Qashqai регулируется по высоте, а рулевая колонка – по углу наклона и вылету, хотя высоким водителям спинка сиденья может показаться коротковатой. Руль – образец для подражания: удачное сечение и диаметр, приятная на ощупь и цепкая обшивка из перфорированной кожи, а на ступицы вынесены кнопки управления аудиосистемой.

Материалы интерьера в Qashqai, особенно на фоне соперника, просто великолепны. Пластик приятно податлив на ощупь, элементы подогнаны безупречно, люфты и скрипы отсутствуют как класс.

Места на заднем сиденье – как в хэтчбеках класса С. Запас пространства для головы и ног минимальный, три товарища здесь всецело чувствуют поддержку друг друга – геометрия посадки эконом-класса. Зато эффективная система микроклимата достаточно быстро охлаждает/нагревает небольшой салон, алгоритм управления проще некуда.

В дорогих комплектациях Nissan оснащается крупным цветным дисплеем, который вживляется в верхнюю часть центральной консоли. На фоне общей гармонии салона он выглядит чужеродным, но в использовании очень удобен, так как расположен чуть ниже уровня глаз – не отвлекает, но и нужная информация считывается быстро. Информация может быть по желанию разной – от точного положения вашего авто на планете до списка любимых радиостанций, если таковые у кого-нибудь вообще еще остались.

Водителю Hyundai есть на что жаловаться: кресло хоть и удобное, но по высоте не регулируется (можно лишь изменять наклон подушки), невысокие пилоты невольно будут сидеть по-спортивному низко. Руль регулируется только по углу наклона, а возможности его приблизить/отдалить очень не хватает, особенно если у вас машина с МКП, – садишься по педалям, а руль остается на прежнем месте: либо слишком близко, либо слишком далеко.

Отделочные материалы в салоне Tucson бюджетные, хотя серебристые вставки в центральной консоли сильно добавляют ему привлекательности.

На заднем сиденье немного просторнее, чем в Qashqai, а наклон спинок можно регулировать. Для короткого получасового сна – то, что надо.

Климат-контролем оснащаются все без исключения версии Tucson, но управлять им не так удобно, как в Nissan: блок управления расположен слишком низко и состоит из клавиш с тусклой зеленоватой подсветкой. К счастью, на эффективности работы это никак не сказывается, она не хуже, чем у Qashqai.

Главный недостаток Tucson с точки зрения пассажиров – шум: слышно двигатель, шины, ветер, подвеску. Заглушить всю эту какофонию нечем – аудиосистемы нет даже в самых богатых комплектациях.

Таким образом, даже с чуть менее удобным задним сиденьем Nissan Qashqai оказался заметно более комфортным автомобилем. Удобное место водителя, качественные материалы отделки и низкий уровень шума – его серьезные козыри.

Практичность и удобство

По объему багажника и принципу его организации Nissan Qashqai не отличается от обычных хэтчбеков компакт-класса: 410 VDA-литров базового объема плюс складные спинки заднего дивана для перевозки длинномеров. Под полом, как и у Tucson, гнездится полноразмерная запаска, правда, на штампованном диске, а у Hyundai – на литом. Крепления для багажа на крышу – опция.

У Tucson рейлинги есть изначально, они здесь элемент стиля и часть имиджа. Объем багажника по методике VDA больше, чем у соперника, на 234 л, а специальные крючки позволят уберечь груз от несанкционированных перемещений. У «корейца» отдельно открывается стекло багажной двери, а сама дверь имеет более удобную торцевую выемку для закрывания. У Qashqai аналогичная щель расположена на внутренней панели двери, и, чтобы ей воспользоваться, нужно круто изогнуть кисть руки, резко потянуть дверь вниз, а затем успеть вынуть руку обратно – со стороны эта процедура выглядит как форменное трюкачество.

Одним словом, для транспортно-туристических целей Tucson приспособлен лучше, и подготовка к пятничной миграции на дачу займет у его хозяина меньше времени, чем у владельца Qashqai.

Выводы

Несмотря на проигрыш в номинациях – езда по городу и практичность, – Nissan Qashqai вполне предсказуемо показал себя более современным и сбалансированным автомобилем. Чудес от менее свежего Hyundai Tucson никто не ожидал, но и у него, как оказалось, есть свои плюсы, и, судя по тому, что Tucson в 2006 году был бестселлером в классе кроссоверов, эти плюсы многим показались существенными, но у новичка Qashqai их немного больше.

Подпишитесь на «За рулем» в