Снова замерло все до рассвета

СНОВА ЗАМЕРЛО ВСЕ ДО РАССВЕТА

Сколько их новыми автомобилями ни корми, все равно упорно смотрят и на подержанные иномарки. Хоть объясняли им уже с самых высоких трибун, что все это - автохлам, от которого просто мечтают избавиться иностранцы, что машины эти экологически вредны и небезопасны (по сравнению с новой "Окой", конечно), но неразумные покупатели все равно так и норовят прицениться к "бэушной" "Тойоте"! Правда, благодаря заботам государства рынок подержанных иномарок два последних года здорово лихорадило. Что здесь происходит сейчас?

ЕВРОПА: БОЛЬНОЙ СКОРЕЕ ЖИВ, ЧЕМ МЕРТВ

В целом интерес к неновым иномаркам снизился в результате введения новых таможенных пошлин, увеличивших цену автомобиля в среднем на 10-25%. Тем не менее подержанные автомобили из Европы продолжают пользоваться спросом. До июля 2003 года в Россию завезли очень много "секонд-хэнда" - рынок был затоварен, но постепенно почти все эти автомобили ушли, сейчас их осталось немного.

Число ввозимых в Россию иномарок резко сократилось. По данным Калининградской региональной таможни, например, осенью прошлого года границу России ежемесячно пересекало около тысячи легковых автомобилей, а не по пять тысяч, как до повышения пошлин. Теоретически, в структуре ввозимых автомобилей можно было ожидать перелома: вместо столь популярных у нас "ауди", БМВ и "фольксвагенов" с объемом двигателя от двух литров в страну должны были хлынуть небольшие 1-1,5-литровые "трехлетки" (на них таможенные пошлины практически не изменились). Но наш рынок оказался куда консервативнее, и перегонщики по-прежнему везут машины классов С и D (правда, теперь в основном под заказ), а дешевых "малышей" как не было, так и нет. И цены, выросшие летом в среднем на 2 тыс. долл., вопреки всем законам рынка упорно не падают, отпугивая многих потенциальных покупателей. Так, в столице в декабре за трехлетний " Опель Астра" просили 12-13 тыс. долл. (при том, что новый стоит от 13 тыс.!), " Фольксваген Пассат" 2000 года - от 17 тыс. долл., " Форд Мондео" 1998 г. - 8-12 тыс. И уж очень сильно надо любить французские автомобили, чтобы добровольно отдать за трехлетний " Peugeot 206" с двигателем 1,4 л 11 тыс. долларов...

Возможно, к весне ситуация изменится. По данным немецких автосайтов, цены на самые популярные у российских автоперегонщиков марки подержанных машин - Audi, Mercedes, BMW, VW, Opel - в Германии и Бельгии уже снизились на 500-1500 евро. Продавцы "секонд-хэнда" и российские таможенники уверены: приготовленные для продажи автомобили перегонщики начнут разбирать сразу к весне, следующему сезону массовых распродаж, и тогда поставки подержанных иномарок в Россию достигнут прежнего уровня.

На изменении цен могут сказаться и новогодние праздники - на них, по старой рождественской традиции, приходится всплеск продаж. В это время цены уж точно снижаться не будут, а сразу вслед за праздниками наступает небольшое "похмелье" и, как следствие, период спада деловой активности. Это состояние непосредственно влияет на спрос, и можно ожидать снижения цен.

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: ИНЫХ УЖ НЕТ, А ТЕХ - ДОЛЕЧИМ...

В прошлый раз мы вели репортаж с рынка "Зеленый угол" во Владивостоке за несколько дней до вступления в силу постановления о повышении таможенных пошлин. Теперь, спустя несколько месяцев можно сказать: постановление Правительства работает! Торговля подержанными "японками", и без того не очень бойкая в июле, в конце осени замерла. Нет, машин на "Зеленом углу" меньше не стало, а вот покупатели как сквозь землю провалились. Если раньше они еще бродили мелкими стайками, то теперь настолько редки, что продавцы не всегда реагируют на одиночек, изредка появляющихся между рядами машин. Но только стоит задержаться у какого-нибудь авто - они наперебой начинают предлагать свой товар.

Цены тоже замерли на июльской отметке, зато ассортимент изменился. Кроме всевозможных красавцев под два литра рабочего объема и более, расплодились раньше редкие "малыши" (от 1 до 1, 5 литра). Просят за них, в зависимости от года выпуска, от 4,5 до 9 (!) тысяч долларов США. Удивляться не стоит.

Основная масса машин с моторами более полутора литров была растаможена до введения новых правил, и цены на тот "лежалый" товар относительно божеские, а вот малый класс явно помолодел и подорожал. Предлагается довольно много машин 1999-2001 гг. выпуска. К примеру, за "Тойоту-Витц" 2000 года с литровым "движком" (аналог известного в Европе "Яриса") просят 6 тыс. долл.; за те же деньги можно найти "Висту" (это "Кэмри" в Европе) 1997 года или "Калдину" ("Карина-Е"-универсал) 1998 года. Модельный ряд, как и раньше, в основном "Тойота" и "Ниссан", хотя и другие марки представлены довольно широко. Как ни странно, спросом (пусть и небольшим) пользуется гибрид " Тойота Приус".

А в общем, удар по "праворуким" был нанесен тяжелый, рынок почти замер, но разве люди перестанут ездить? Поэтому на рынке запчастей оживление, при этом цены растут стремительно - "бэушная" резина, например, подорожала за полгода в 1,5-2 раза, остальные "расходники" - на 15-20%. Автопарк Приморья стареет и требует все больше и больше запасных частей - смена машины уже многим не по карману. Что дальше?

Прогнозы не очень утешительны - несмотря на заверения чиновников, никто не занимается продвижением отечественных автомобилей (в том числе и иномарок, собранных в России) в этот регион. Во Владивостоке как не было, так и нет ни дилеров, ни сервисных станций наших производителей. Так что пока весь рынок этого региона отдан на откуп перегонщикам. Видимо, к весне они окончательно "перестроятся" на завоз в страну "малышей", и цены хоть чуть-чуть придут в соответствие с доходами дальневосточников. Но продукция АвтоВАЗа по-прежнему будет здесь расцениваться как экзотика.

ФОТО: АНДРЕЙ КОЧЕТОВ

Подпишитесь на «За рулем» в