Новые тайны ЧТК
Вто время как строители приступили к прокладке восточного сектора Четвертого транспортного кольца, в Генплане вплотную занимаются его северным участком – от Открытого до Ленинградского шоссе. Пока главным архитектором города предварительно утверждена лишь схема прохождения ЧТК от проспекта Мира до Дмитровки. Как говорят генплановцы, перед этим они проработали целых 11 ее вариантов и только 12-й наконец устроил всех.
До Владыкино – по эстакаде
Протяженность этого участка в участке – около 7,5 км. От проспекта Мира до Владыкино магистраль пройдет вдоль внешней стороны Малого кольца Московской железной дороги и будет иметь по пять полос движения в обе стороны. Здесь ее решено пустить эстакадой, поскольку наземный вариант предполагает разбор подъездных железнодорожных веток, а сегодня с их помощью обслуживается целый ряд действующих предприятий. «Разбежаться» с радиусами развязок на этом отрезке проектировщикам мешает обилие зеленых зон и прочие объекты, снести которые возможности нет.
– Пространство для строительства трассы по ширине довольно небольшое, – поясняет Андрей Манылюк, ведущий инженер НПО-5 НИиПИ Генплана. – С одной стороны мы ограничены территориями Ботанического сада и Леоновского кладбища, с другой – природными комплексами, расположенными в долине реки Яузы и вдоль проезда Серебрякова, плюс капзастройкой, которая сдана в долгосрочную аренду или занята жильем. К тому же в проекте необходимо учитывать возможное строительство стадиона вблизи ЧТК – между Сельскохозяйственной улицей и Березовой Аллеей. Скорее всего, в перспективе подвергнется реконструкции и прилегающий к нему промышленный район. Таким образом получается, что выносить элементы развязок просто некуда.
Из-за дефицита свободного пространства боковые проезды и поворотные направления ЧТК в этом месте уберут под эстакаду. Они будут обеспечивать связь магистрали с улицами Вильгельма Пика и Сельскохозяйственной, Березовой Аллеей и проездом Серебрякова. Также планируется улучшить связь территорий, находящихся по разные стороны МК МЖД. Для этого под железной дорогой в Генплане предлагают сделать «прокол» – небольшой тоннель протяженностью 60–80 м, который соединит проезд Серебрякова с улицей Леонова.
По словам Андрея Манылюка, при проработке всего Четвертого кольца, и в частности северного участка, были учтены проблемы, возникшие на Третьем кольце. На ЧТК теперь предлагают обеспечить пять полос движения в каждую сторону и максимально развить существующую улично-дорожную сеть, проходящую рядом с магистралью. Генплановцы считают, что это существенно снизит вероятность образования заторов на основном направлении.
Приземление с раздвоением
В районе грузовой ж/д станции Владыкино ЧТК опустится на землю и раздвоится: в одном направлении движение будет вдоль внешней стороны железной дороги, в другом – вдоль внутренней (правда, не исключено, что заземление пройдет фрагментарно, кое-где чередуясь с эстакадами). Такой конфигурации трасса будет на протяжении более километра, до Онежской улицы, после чего снова пойдет обычным порядком. Решение располовинить магистраль продиктовано близостью вестибюля станции метро «Владыкино». На раздвоенном отрезке предполагают строительство двух развязок – на пересечении ЧТК с Алтуфьевским и Дмитровским шоссе.
– Из-за соседства архитектурно-исторического памятника – церкви Пресвятой Богородицы и окружающего ее природного комплекса, – а также запланированного здесь остановочного пункта рельсовой пассажирской дороги развязка с Алтуфьевкой получается довольно компактная, – рассказывает Андрей Манылюк. – Тем не менее она позволяет организовать правые и левые повороты абсолютно во всех направлениях – с ЧТК в область, с шоссе на ЧТК, из центра на ЧТК и с ЧТК в центр. Для усиления связи между районами в окрестностях кольца (Сигнальный проезд – Ботаническая улица – Сусоколовское шоссе) на участке, где начинается раздвоение, путепровод протянут через железную дорогу. Сам Сигнальный к ЧТК напрямую подключен не будет – как я уже говорил, подвязывать к ней магистраль районного значения мы считаем нецелесообразным.
Вторая развязка, на Дмитровке, располагается на расстоянии всего 600–800 м от первой. Она предусматривает правые повороты с ЧТК на Дмитровку при движении в область и в центр, а также с Дмитровки на ЧТК при движении из центра и в обратном направлении. Левые повороты на развязке будут организованы следующие: с ЧТК на Дмитровку в сторону центра, с ЧТК на Дмитровку в сторону области и с Дмитровки на ЧТК в сторону центра. При проектировании этой развязки учитывалось предстоящее расширение Дмитровского шоссе, поэтому предлагается реконструировать и примыкающий к ЧТК 3-й Новолихоборский проезд (не исключено, что он будет существенно расширен).
12-й, но не последний
Жилой застройки вблизи зоны строительства ЧТК на отрезке проспект Мира – Дмитровское шоссе немного. Она есть только на участках между Алтуфьевкой и Сусоколовским шоссе, а также между 3-м Нижнелихоборскими МК МЖД. Оба этих района будут реконструированы (в соответствии с различными городскими программами), причем жилье обещают максимально отодвинуть от магистрали – в непосредственной близости к ней планируют возведение зданий так называемой общественной функции. А вот небольшим кусочком природного комплекса (вблизи Дмитровки) ради Четвертого кольца все же пришлось пожертвовать. Правда, согласно действующему закону с компенсацией – свободная земля для этого есть, например у МК МЖД, рядом с Ботаническим садом.
Как подчеркивают в Генплане, предлагаемое институтом решение является предпроектной стадией и в настоящее время проходит согласование у доброго десятка соответствующих организаций. На втором этапе – стадии проекта, когда к делу подключится Мосинжпроект, в него могут быть внесены некоторые корректировки, в том числе довольно принципиальные. Поэтому даже 12-й вариант схемы участка проспект Мира – Владыкино, скорее всего, еще не последний. То же самое касается участков Открытое шоссе – проспект Мира и Дмитровка – Ленинградка, о которых мы постараемся рассказать в ближайших номерах ГЗР.