Испытание роботом — журнал За рулем

Испытание роботом

Тест трех машин с роботизированными коробками передач. Итак, вы хотите компактный автомобиль, позволяющий не отвлекаться на дополнительные манипуляции рычагом и педалями, при этом недорого и с минимумом недостатков. Сосчитать последние мы и решили, испытав «роботы» трех разных фирм.

— Доктор, меня замучили провалы памяти.

— И часто они у вас бывают?

— Кто бывает?

— Ну, провалы…

— Какие провалы?

Вспомнив этот старый анекдот, я немножко взбодрился. Провалы при разгонах машины с роботизированной КП кого хочешь замучают — остается только относиться к неудачам конструкторов с юмором. Но сама идея РКП перспективна, поскольку «робот», обходящийся покупателю ненамного дороже МКП, — идеальный вариант трансмиссии для начинающего водителя, которому гидромеханический «автомат» не по средствам.

Итак, вы хотите компактный автомобиль, позволяющий не отвлекаться на дополнительные манипуляции рычагом и педалями, при этом недорого и с минимумом недостатков. Сосчитать последние мы и решили, испытав «роботы» трех разных фирм. Причем тех, что предлагают для одной и той же модели полный выбор: МКП, РКП и АКП. Словно признавая, что покупатели «роботов» выступают в роли участников доводочных испытаний, Ford, Opel и Citroen сделали это сотрудничество абсолютно добровольным.

Citroen C3

Классика жанра. Ведь типично женскому автомобилю по статусу положено обходиться двумя педалями. Sensodrive (так по-ситроеновски зовут РКП) здесь уже второго поколения — адаптивный, то есть приспосабливающийся к манере езды водителя. К сожалению. Почему так, ясно уже через пять минут после старта. Приняв вас по умолчанию за пенсионера, а точнее, за пенсионерку, «робот» не понимает, зачем вы так нервно жмете на газ, — он ведь дорогу не видит и не знает, что обгон хорошо бы завершить побыстрее. Видимо, думает, что бабуля за рулем просто разминает голеностоп. И только продавив газ до «кик-дауна» и подождав секундудругую, вы заставите Citroen перескочить на пару передач вниз и шустро ускориться. Но не спешите радоваться — в режиме оголтелой гонки вы застряли надолго. Потому что для умницы«робота» вы теперь не сонная пенсионерка, а куда-то торопящаяся двадцатилетняя девчонка, аж пританцовывающая от избытка энергии. Пройдет чуть ли не полминуты воя на второй передаче — даже со сброшенным газом, — прежде чем «це-третий», задавшись вопросом «А может, за рулем все-таки бабуля?», снова не станет индифферентным к внешним раздражителям.

Спасает положение лишь то, что С3 — единственныйиз троицы — имеет подрулевые переключатели передач. Причем «уши» активированы и в автоматическом режиме, что очень удобно и делает чисто ручной режим ненужным. К особенностям ситроеновской РКП относится также отсутствие «ползучего» режима — для троганья с места надо нажать на газ, а до этого машина скатывается назад при малейшем уклоне. Зато сцепление схватывает гораздо мягче, чем у соперников, и маневрировать при парковке легко и приятно.

Opel Corsa

РКП по-опелевски — Easytronic, а Corsa — самая свежая модель из испытуемых. Неудивительно, что она припасла козырь против конкурентов — алгоритм автоматической постановки на передачу после выключения двигателя. То есть машина на парковке не укатится даже зимой, когда в ожидании ночных заморозков вы не рискнете оставить ее на ручнике с мокрыми барабанами. На автомобилях с другими РКП рекомендую всегда возить с собой пару противооткатных башмаков, например, выпилив их из деревянного бруса 10 х 10. Причем, если отказал ручник, подсовывать башмак придется не слезая с водительского кресла — через открытую дверь. Так что взять пару уроков джигитовки у цирковых наездников хозяевам большинства автомобилей с «роботами» не помешает.

По быстродействию Easytronic ощутимо превосходит ситроеновский Sensodrive, но все равно раздражает клевками при разгонах «в пол» и адаптивностью. При неторопливой езде автоматический режим еще приемлем, но дорожная обстановка, требующая частых обгонов, вынуждает переходить в ручной, иначе клевки донимают. Для принципиально ездящих только на «автомате» Сorsa предлагает «спортивный» и «зимний» режимы — у соперников таковых нет. Впрочем, они и не нужны. От режима S шума много, толку мало, а включая с декабря по апрель «снежинку», вы вряд ли дотянете до весны без замены диска сцепления, ведь машина и на льду, и на асфальте будет трогаться со второй передачи. В общем, как ни крути, качать рычаг в «+» или «-» придется. К недостаткам опелевского «робота» можно отнести и чрезмерную резкость включения сцепления; ползать в тесноте, рискуя заехать соседу по парковке в бочину, — дополнительный стресс. А еще Corsa показывает на дисплее включенную передачу только в ручном режиме (С3 и Fiesta — и в автоматическом тоже) — стоило ли экономить на этом десяток евроцентов?

Ford Fiesta

Durashift ETS — так назвал своего «робота» Ford. На первый взгляд никаких наворотов вроде «ушей» на руле или спецрежимов на все случаи жизни нет. Но радует уже вид селектора с ПРАВИЛЬНЫМ алгоритмом ручного переключения: вниз — рычаг от себя, вверх — на себя. Не удивляйтесь, но простая вроде бы логика «ускоряюсь — тянет назад, торможу — рука по инерции толкает рычаг вперед» до многих фирм пока не доходит. Citroen и Opel в их числе. Хотя для производителей мотоциклов она стала железной еще сто лет назад.

Включаю Drive, отпускаю тормоз, и после пары секунд паузы Fiesta начинает ползти. Без нажима на газ. А иначе современному «роботу» не положено — имитируем «автомат». Правда, сухое трение в сцеплении и связанные с ним подергивания не заметить сложно — по мягкости троганья старенький французский «робот», что ставят на C3, заметно лучше фордовского. Впрочем, если не ждать, пока электроника даст команду прибавить газ, а сделать это педалью, Fiesta трогается как на хороших «автоматах» — мягко и напористо. И еще. В «ползучем» режиме мотор справляется лишь с небольшим, процента в два, уклоном, а на более крутом машина скатывается назад. Но хуже всего, когда вы стоите на склоне с буксующим сцеплением, то есть отпустив тормоз. Не понимающая этой технической тонкости хозяйка будет покупать ведомые диски регулярно, как расходники.

При разгоне переключение передач удивляет своевременностью и быстротой — разумеется, в сравнении с другими «роботами». Но только не на полном дросселе. Стоит открыть мотору всю дыру, и… рано радовался. Та же самая история — резкий сброс газа и лишь затем автовыжим сцепления. «Не тормози!» — остается только орать во все горло и переходить в ручной режим. Лишь толкая рычаг в нужную сторону, и обязательно с упреждающим сбросом газа, можно добиться комфортной работы коробки при интенсивных разгонах. В результате остаток дня и весь следующий я ездил не отпуская рукоятку селектора.

Итак

На последнем месте в нашем соревновании ситроеновский Sensodrive, как самый «тормознутый» из трех «роботов». Серебряную медаль получил опелевский Easytronic — он гораздо шустрее и донимает скорее своим нервным характером. А победителем становится Durashift ETS, оказавшийся проворнее, умнее и догадливее соперников на всех режимах, кроме «кик-дауна». Но его первое место не должно создавать иллюзий — и Fiesta, и Yaris с близким по качеству «роботом» сильно проигрывают в комфортабельности версиям этих же машин с обычной «ручкой». Открывая дроссель и рефлекторно ожидая ускорения, вдруг киваешь головой от внезапного замедления. Это даже не пауза, которую берет на раздумье традиционный туповатый «автомат'BB, а в чистом виде торможение двигателем! Практически лишенными недостатков можно признать лишь двухканальные коробки, заменившие обычные „автоматы“ на машинах концерна Volkswagen, но простые „роботы“ на основе механических КП с одним сцеплением, тупят все без исключения независимо от марки автомобиля. Скачок в развитии „роботизации“, видимо, наступит, когда частоту вращения первичного вала КП будет отслеживать специальный датчик, как это уже делается для коленчатого; определяемый таким образом момент размыкания сцепления и должен стать сигналом к электронному сбросу газа.

Кстати, накрепко засевшее в мозгах «женский — значит с „автоматом“ — не более чем заблуждение. Если кому и сподручнее управляться с „механикой“, так это именно женщинам. Их умению доводить до совершенства высокоточные однообразные движения может позавидовать любой „робот“.

Что такое РКП

Коробки передач, которые придумали называть роботизированными, представляют собой обычные механические КП с пристроенным к ним блоком приводов, вместо водителя переключающим передачи и выжимающим сцепление. Приводы бывают либо гидравлические, либо электрические. Заведует всем этим процессом компьютер, который и определяет, когда и как переключать передачи. Разница между «роботами» и традиционными «автоматами» отнюдь не в принципе действия: и те и другие автоматические. Только «робот» — это механическая КП, а «автомат» — гидромеханическая.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...