Узкий специалист
Не навреди!
Стильный облик – едва ли не главное достоинство MINI, и англичане поступили весьма мудро, сохранив его в неприкосновенности. Хотя изменилось очень многое – даже кузовная жестянка другая. Но рядовой обыватель этого не заметит – и новые бамперы-то обнаружишь лишь наметанным глазом. И что в переднем теперь нет ламелей решетки радиатора, противотуманки стали крупнее, а в фарах появились оранжевые секции поворотников. Вот, пожалуй, и все, чем новый MINI в кузове R56 внешне отличается от старого «пятьдесят третьего».
Внутри новизна уже бросается в глаза, но и здесь никаких революций – тянет максимум на рестайлинг или даже на доселе невиданную дорогую комплектацию. Куда роскошней стала отделка, поубавилось металлического блеска. Руль теперь регулируется и по вылету, мотор заводится кнопкой, а гигантский спидометр в центре торпедо стал еще больше. На нашем MINI в него встроен дисплей навигационной системы – это тоже новшество от хозяйки, фирмы BMW. Удовольствие, кстати, не из дешевых, доплата за опцию ?2300 плюс ?600 за диск с картами. А в целом тестовый Cooper (то есть MINI с двигателем мощностью 120 л.с.) с допоборудованием на сумму около ?8000 потянул на $45 000. И это далеко не предел – Cooper S с турбонаддувным 175-сильным мотором может стоить под $60 000. Впрочем, в прайс-листе есть непопулярный у нас MINI One c мотором в 95 л.с. и ценой от $26 700. Остается добавить, что в Европе One стоит от $21000, а в Америке за $18 000 отдают даже Cooper.
Некоторые любят табуретку
Прежде чем подойти к водительской двери, с содроганием смотрю на передний бампер – недолго ему осталось… Ну-ка попробую – ботинок под ним пролезет? Везет же некоторым дворникам: зимой MINI от подъезда отъехал, словно отвалом бульдозера прошелся… За руль садишься, приседая и выгибаясь по-кошачьи, – представляю, как неудобно тем, кто выше 180 см. Впрочем, когда вы уже «в седле», эмоции только положительные – ни дать ни взять кокпит ретроболида. Тяжеленная для маленькой машинки дверь захлопывается с металлическим лязгом, мотор отзывается спортивным рычанием, и от легкого прикосновения к педали газа Cooper устремляется вперед.
Новый двигатель семейства Prince не имеет с прежним куперовским ничего общего, кроме 1,6-литрового объема и размерности цилиндров. Алюминиевыйблок, фазовращатели, изменяемый ход впускных клапанов, отключаемая помпа – фирма заявляет, что все это снизило расход топлива на 20%. На первых порах кажется, что и мощности вполне хватает – от городского потока отрываешься играючи. Даже «автомат» тому не помеха – японская 6-ступенчатая коробка от Aisin AW в большинстве ситуаций не уступит «механике», переключаясь быстро и мягко. Но вскоре мнение меняется кардинально – движокто… дохленький! Все дело в изумительном шасси, достойном мотора минимум сил в триста, – ни на одной другой машине я не испытывал подобного ощущения вседозволенности! Маленький, на широко расставленных лапах и прижавшийся брюхом к земле зверек в движениях быстр и неуловим – в сравнении с ним соседи по дороге воспринимаются пошатывающимися от ожирения коровами. Внесенные в конструкцию изменения: электроусилитель руля вместо гидравлики, увеличенные ходы подвески и др., сделанные «по просьбам трудящихся», а точнее, женщин, не довольных излишней спортивностью MINI образца 2001 года, – по-моему, от лукавого. Он все равно остался бескомпромиссным забиякой, сев за руль которого, хочется гнать, гнать и гнать… Полный газ, тормоз, снова на полную, и так постоянно. Включил – выключил… И принципиально стараешься подольше не отрывать педаль от пола, обходясь только рулем. Он настолько цепок, что, катаясь по дорогам общего пользования, я так и не нашел настолько скоростного поворота, где Cooper можно было бы сорвать в скольжение – тут нужна пустынная ширь асфальта и много места для разгона перед виражом. На трассе же контраст между шасси и мотором становится удручающим – недостающие до максималки 20 км/ч готовы были растянуться в вечность. Стрелка у отметки 180, но, несмотря на авиационный гул работающего на полном дросселе мотора, кажется, что еле плетешься – настолько непоколебимо, словно сплошной и неподъемный слиток металла, Cooper стоит на траектории. При этом начать объезжать любую непонравившуюся ямку можно чуть ли не дождавшись, пока она скроется под капотом, – машину просто толкает в бок рука невидимого великана. Кстати, подвеска на этой «табуретке» опционная – жесткая, как на MINI Cooper S. Неудивительно, что машина так безупречно управляется, и ясно, почему ее за 3000 км пробега так растрясли – дорожные выбоины отзываются позорными скрипами салона, будто сидишь в «погремушке» ВАЗ-2109.
Что касается навигации, без которой Cooper стоил бы «всего» $40 000, то в знакомой вам местности она не более чем игрушка. Я, например, только тем и занимался, что проверял правильность подсказок электронной тетеньки, по-детски радуясь каждый раз, когда она ошибалась. Инемудрено – откуда ей знать, что через пять минут там впереди какой-то бедолага на «Волге» закипит, пуская клубы пара и собирая за собой гигантскую пробку. Куда надежнее доверять собственному опыту и интуиции. Еще забавнее было за городом: задав маршрут в центр Москвы, смеха ради крутился на перемычке между двух трасс, а «навигаторша», постоянно путаясь в показаниях, командовала то развернуться и ехать через Минку, то соглашалась, что через Волоколамку будет быстрее. И уж совсем весело стало, когда я свернул на тупиковое шоссе к войсковой части, а спустя пару минут взглянул на дисплей – мать честная, оказывается, мы с MINI уже километра на три углубились в глухой лес! Видимо, продираемся сквозь чащу, огибая вековые ели… И американцы из NASA тут ни при чем – разумеется, их спутники эту дорогу видят и знают, она тут была еще в докосмические времена. Просто карты для навигаторов BMW – те самые, что на диске за ?600, – рисуют вовсе не немцы, а наши товарищи. В полном соответствии с правилами, предписанными более ответственными товарищами. В общем, Родина может спать спокойно…
Дитя противоречий
Итак, маленький, нетесный, дорогой, престижный, жесткий, шумный, спортивный, недостаточно мощный… Все эти свойства, взятые по отдельности, вполне тривиальны, но в общем букете получается нечто экстравагантное. Похоже, большинство покупателей MINI вынуждены скрепя сердце терпеть некоторые особенности своей машины ради одного-двух желанных. А бывают ли вообще у элитной «табуретки» полностью удовлетворенные владельцы? Вряд ли таковым окажется дама, например весьма ценимая своим боссом секретарша, ткнувшая наманикюренным ноготком в глянцевое фото MINI. Яркая, броская машинка, безусловно, подойдет к чьим-то туфлям или сумочке, только быстро надоест трясучестью, а процедура посадки-высадки уже через пару недель заставит сексапильную хозяйку впервые в жизни позавидовать коротконожкам. Хорошо, тогда, может, это будет стритрейсер или, скорее, стритрейсерша? Да, городские гонки – стихия MINI, но 120 л.с. – курам на смех. Гоняются ведь в основном на прямой, и даже 218-сильный MINI в тюнинге John Cooper Works тут будет слабаком против 500-сильных монстров. К тому же гонки только по ночам, а днем, в повседневных разъездах, вы далеко не всегда будете крутиться по извилистым шоссейкам, получая удовольствие, – придется и выезжать на трассу, где вас опозорит любой увалень-внедорожник с «восьмеркой» под капотом… Не говоря уже про крайнюю непрактичность MINI на наших раздолбанных дорогах – то и дело притормаживаешь почти до нуля, чтобы не сломать экстремально низкий бампер. Более логично предположить, что Cooper пополнит гараж состоятельного гурмана, не признающего в машинах универсальности и имеющего несколько узкоспециализированных авто на все случаи жизни. Или… Эврика! Я понял, для кого Cooper будет идеальным приобретением. Если ваш 10–12-летний пацан бредит автогонками, обклеивая стены постерами с Алонсо и Сольбергом, купите ему этот спорткар с «детским», а значит, сравнительно безопасным моторчиком. Тем более что «сороковник» не такие уж и большие деньги, а отсутствие у чада водительских прав при покатушках от Раздор до Жуковки – вопрос «местного значения», решение которого, видимо, обойдется несоизмеримо дешевле самой машины…