Флэш-мобы и переговорный процесс
ГЗР: Как вы оцениваете намерения столичных депутатов?
В.Л.: Абсолютное безобразие! Считаю это попыткой залезть в карман простых граждан. Ведь наиболее ощутимым новый налог станет для среднего класса – владельцев недорогих и при этом экологически безопасных иномарок. У меня самого Tоyota Majestа с движком 280 лошадей. За год я должен платить за нее 28 000 рублей, а в следующем, по планам нашего мэра уже порядка 40 000. Да при таких поборах дороги у нас просто обязаны быть золотыми! А мы что имеем? Если, неоправданно задирая ставки транспортного налога, депутаты хотят пересадить москвичей на малолитражки – пожалуйста. Но пусть тогда всем нам подаст пример Юрий Михайлович, который почему-то ездит на Audi A8 Security… Разумеется, «Свобода выбора» будет выступать против готовящегося законопроекта.
На днях прошла конференция представителей общественных автомобильных движений, на которой коллеги доверили мне роль председателя. Мы обсудили и составили обращение на имя мэра с предложением отозвать грабительский законопроект и создать согласительную комиссию с участием общественных организаций, профсоюзов, транспортных структур для решения не только этой, но и других дорожно-транспортных проблем города. Буквально через день документ был Лужковым из Мосгордумы отозван, и теперь мы ждем ответа на наше предложение о согласительной комиссии. Мы готовы обратиться и в Госдуму, к фракции единороссов. Автолюбители – довольно многочисленная часть электората, и в свете предстоящих выборов терять их голоса кандидатам в народные избранники, полагаю, не захочется. Надеюсь, наши аргументы подействуют, и «Свободе выбора» не придется организовывать протестные акции.
ГЗР: Да, раньше вы пользовались именно такими методами… Два года назад по стране прокатилась масштабная акция в защиту правых рулей. Тысячи автолюбителей с оранжевыми ленточками на машинах перекрыли тогда дороги, протестуя против чиновничьего произвола.
За прошедшие два года мы скоординировали и провели еще десяток подобных акций. Наиболее известные из них – в защиту Олега Щербинского (под лозунгом «Нет мигалкам!»), в защиту автомобилей с красными поворотниками, а также акция против драконовских штрафов и за реформу ГАИ.
К выступлению в защиту Щербинского, признанного виновным в ДТП, где погиб губернатор Евдокимов, «Свобода выбора» готовилась почти месяц: делали рассылку по Интернету, придумывали слоганы. Был создан специальный сайт migalkam-net.19may.ru, где размещалась информация по теме. В итоге все получилось. Только в одной Москве удалось поднять 1500–2000 водителей. Всего в акции участвовало 18 регионов, да и земляки активно поддержали Щербинского, организовав флэш-мобы в четырех городах, навещая его семью и собирая денежную помощь. Наша финансовая поддержка хоть и оказалась меньшей по сравнению с ней, но зато совместно с сайтом журналиста Юрия Гейко нашли опытного адвоката Андрея Карпова, предложившего Щербинскому бесплатную юридическую помощь. Как известно, дело было пересмотрено, а водитель оправдан. Протест в защиту красных поворотников также достиг цели: Михаил Фрадков отложил их запрет на год, а по истечении этого срока претензий к «американцам» больше не возникло.
Кстати, как показал наш опыт, наибольший эффект дают выступления, организованные в Москве, даже при сравнительно небольшом количестве участников. Например, на акцию «Нет мигалкам!», проводившуюся у Тушинского аэродрома, приехало примерно 200 машин. Однако для того мощного резонанса, который она вызвала, этого оказалось достаточно: сам глава МВД РФ был вынужден комментировать событие в СМИ. В провинции ради такого результата пришлось бы поднимать несколько тысяч. Вообще, властные структуры очень чутко реагируют на любые наши телодвижения, причем иногда доходит до курьезов. Как-то для съемки ролика по детской безопасности надо было организовать 5–7 человек на машинах. Я дал на нашем сайте www.19may.ru объявление: кто может, подтягивайтесь. В день съемки мне неожиданно позвонил знакомый милицейский генерал и между делом поинтересовался, не собираюсь ли я перекрывать дороги. Ответ, естественно, последовал отрицательный. Тем не менее, приехав на место, мы обнаружили там девять машин автоинспекции и автобус с ОМОНом, а по всей трассе были расставлены сотрудники ГАИ.
ГЗР: Некоторые автоправозащитники весьма снисходительно относятся к таким покатушкам…
ГЗР: И все-таки в последнее время, отстаивая права автомобилистов, ваше движение прибегает и к менее радикальным методам.
Например, совсем недавно «Свобода выбора» приняла участие в редактировании нашумевшего законопроекта по ужесточению наказаний для нарушителей ПДД. Мы подготовили собственный вариант этого документа, подписанный дружественными нам депутатами и принятый Госдумой ко второму чтению. Совместно с другими противниками первоначально предложенных поправок нам удалось ощутимо снизить штрафы по некоторым статьям, а в ряде случаев исключить такую меру, как лишение прав. После переговоров с председателем Комитета по конституционному законодательству ГД РФ Владимиром Плигиным был сформирован общественный экспертный совет, принимавший в этом процессе активное участие. Развиваемся мы и в других направлениях, например вошли в Общественный совет при Федеральном дорожном агентстве (Росавтодоре). Я, в частности, являюсь членом его Координационного совета. Предпринимаются шаги по интеграции наших активистов и в другие ведомства. Кроме того, месяца через дватри мы ожидаем решения правительства РФ по детским автомобильным креслам: соответствующая работа уже начата (об этом ГЗР расскажет в отдельном материале). Другим объектом нашего пристального внимания стали реагенты, которые вредят здоровью людей, окружающей среде, состоянию дорог… Думаю, давно пора провести независимую экспертизу этой «химии», подтянуть соответствующих специалистов. В связи с этим по нашим просьбам Госдума уже направила десяток запросов в несколько инстанций. С ответами там пока не торопятся, будем пробивать дальше.