Автонатиск на Подмосковье

Автонатиск на Подмосковье

О пробках

– Заторы – одна из главных проблем подмосковных дорог. На каких трассах планируется построить транспортные развязки, в какие сроки? Сколько стоит развязка средней величины? Кто финансирует работы?

– Самая сложная ситуация по заторам сложилась на головных участках федеральных автомагистралей. Если их структурировать по показателю интенсивности движения, то первое место займет Ленинградское шоссе. За сутки по нему проезжает около 130–140 тысяч автомобилей. Далее идут Ярославское, Минское, Новорязанское шоссе и автомагистрали М4 «Дон», М5 «Урал». Этим трассам в перспективе и отдается приоритет в реконструкции и строительстве на них необходимого количества транспортных развязок. Средняя стоимость транспортной развязки – около 1 млрд. рублей. Но эта цифра может меняться в зависимости от технической сложности объекта и места его размещения. Финансирование идет за счет средств государственного бюджета.

В ближайшем времени строительство крупных развязок предусмотрено на Ярославском, Минском и Новорижском шоссе.

Начну с Ярославского. В Подмосковье эта автомагистраль связывает территории с большим промышленным потенциалом и миллионным населением. В этом направлении расположены крупнейшие города: Мытищи, Королев, Юбилейный, Пушкино, Сергиев Посад. Хочу подчеркнуть: Ярославское шоссе сегодня одна из самых загруженных трасс. В этой связи в качестве первоочередной меры было принято решение о сооружении двух развязок в разных уровнях, обеспечивающих подъезд к Мытищам и Королеву. Правительством Московской области достигнута договоренность с Минтрансом России и «Росавтодором» о выделении транспортной развязки в городе Королеве в отдельный пусковой комплекс, чтобы завершить его строительство в 2007 году. На сегодняшний день по нему выполнено около 95%. Строительство мытищинской развязки завершится в 2008 году. По проектной схеме транспортная развязка в Королеве будет выходить на улицу Пионерскую, в Мытищах – на Олимпийский проспект.

Что касается развязки в районе 33-го км Минского шоссе, то ее сооружение связано с реализацией инвестиционного проекта по-новому выходу на МКАД (в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей) федеральной автомобильной дороги М1 «Беларусь» Москва–Минск.

ФУАД «Центральная Россия» также планирует строительство новой развязки в районе 27-го км магистрали М9 «Балтия». Инженерный проект находится на согласовании в «Главгосэкспертизе» России. Окончание строительства намечается на 2008 год.

– Машин становится все больше: если в прошлом году по дорогам области транзитом проходило 700 тысяч, то в этом ожидается 1,2 миллиона. Какие меры по ликвидации заторов будут предприняты? Появятся ли перехватывающие стоянки?

– Планами предусмотрено около 20 таких площадок. Располагать мы их будем рядом с основными железнодорожными направлениями. Кстати, эта задача достаточно сложная, здесь имеется в виду не только технический аспект, но и психологический. Жителям, которые уже ориентированы на использование личного автомобиля, будет трудно переключиться на общественный транспорт.

О ЦКАД

– В этом году начнется строительство ЦКАД. А когда же поедем, хотя бы по первому участку?

– В 2007 году завершено «Обоснование инвестиций в строительство ЦКАД». В 2008–2010 годах планируется разработка проектной документации на строительство ЦКАД.

По предварительному временному графику сроки строительства ЦКАД – 2011–2015 годы. Поэтому говорить о том, когда и где оно начнется, можно будет только после разработки проектной документации.

В результате реализации проекта произойдет изменение мотивации поведения населения – вместо ориентации на работу в Москве оно будет вести более «оседлый» образ жизни, связанный с близостью мест проживания и мест предложения труда. ЦКАД, в свою очередь, будет перехватывать транзитный грузовой транспорт подальше от столицы, снимет, по возможности, нагрузку с МКАД и головных участков федеральных дорог, выходящих из Москвы, разовьет поперечные транспортные связи.

О платных дорогах

– Платные федеральные дороги должны появиться в России уже в 2010 году. В первую очередь в Москве и Подмосковье. Сколько их будет на территории области?

– К 2010 году в Московской области прогнозируется более 300 автомобилей на тысячу человек. Все это ляжет дополнительной нагрузкой на дороги. Проект программы комплексного развития дорог Подмосковья до 2015 года только для решения первоочередных задач предусматривает сумму в 650–700 млрд. руб. Это непомерная нагрузка на федеральный и региональный бюджеты. Выход из создавшегося положения – привлечение частного капитала, как российского, так и иностранного.

На территории Подмосковья будут реализованы четыре основных проекта государственно-частного партнерства федерального значения: это строительство ЦКАД, скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург, нового выхода на МКАД федеральной автомобильной дороги М1 «Беларусь», реконструкция трассы М4 «Дон» на участках МКАД – Кашира и на подъезде к аэропорту Домодедово. Заказчиком проектов является федеральное государственное учреждение «Дороги России». Начало строительства всех выше названных дорог (кроме ЦКАД) запланировано на 2008 год. – Как решилась судьба новой дороги на Шереметьево? По ней можно будет ездить за деньги или все-таки бесплатно? Будут ли платными региональные дороги? Какова будет плата за проезд? – До аэропорта Шереметьево можно будет беспрепятственно проехать по головному участку скоростной платной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург, который будет проходить от бусиновской развязки в обход Химок до Шереметьева. Естественно, остается возможность бесплатно попасть в аэропорт и по альтернативным дорогам М10 «Россия», по Дмитровскому шоссе через город Лобню. На территории Московской области в стадии предпроектной и проектной разработки находится два проекта платных автомобильных дорог областного и муниципального значения. Это автодорога МКАД – Ногинск – Орехово-Зуево и автодорога, соединяющая Волоколамское и Новорижское шоссе в городе Красногорске. Автодорогу МКАД – Ногинск – Орехово-Зуево планируется проложить в обход таких городов, как Балашиха, Реутов, Железнодорожный, Электроугли, Купавна, Ногинск, а также поселок Обухово. Предполагается, что она в значительной степени разгрузит головной участок автодороги М7 «Урал». Заказчик проекта – «Мосавтодор».

Строительство дороги, соединяющей Волоколамское и Новорижскоешоссе, протяженностью 2 км позволит нормализовать дорожную ситуацию в районе головного участка Волоколамского шоссе и города Красногорска.

В соответствии с законопроектом «О платных автомобильных дорогах», внесенным в апреле текущего года правительством РФ на рассмотрение в Госдуму, платные автомобильные дороги могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. При этом реализация проектов платных автодорог будет осуществляться на основе государственно-частного партнерства путем заключения концессионных соглашений.

В настоящее время интерес к участию в инвестиционных проектах по строительству платных автомобильных дорог на территории Московской области активно проявляют российские и зарубежные организации. Однако выбор инвестора будет осуществляться исключительно на конкурсной основе.

По расчетам ФГУ «Дороги России» концессия может длиться от 25 до 40 лет. На такие сроки с готовностью идут иностранные инвесторы, и на Западе многие понимают, что этот бизнес выгоден как частному инвестору, так и государству. Все больше внимания к концессиям, в том числе в дорожной отрасли, сегодня проявляет российский инвестор.

Стоимость проезда по платным дорожным сооружениям устанавливается в пределах экономии на себестоимости проезда транспортных средств по этой дороге. Кроме этого, современные модели расчета платы за проезд включают в себя потери времени при проезде по альтернативной дороге, сокращение расстояния пробега автомобилей по новой трассе (по сравнению с существующей) и некоторые другие факторы.

На сегодняшний день, в соответствии с расчетами, средняя цена проезда по дорогам может составлять 1–3 руб. за 1 км. Кстати, этот тариф является важным критерием в инвестиционном конкурсе на строительство платных дорожных объектов. Потенциальный концессионер, принявший участие в конкурсе, может и должен снижать тариф. Общий порядок его определения будет устанавливаться правительством Российской Федерации, а максимальный размер тарифа на региональной дороге – правительством Московской области.

К слову, проектируемые платные автодороги будут иметь, как правило, первую техническую категорию, с расчетной скоростью движения до 150 км/ч. В таких условиях пересечения с другими дорогами должны проектироваться с устройством транспортных развязок в разных уровнях, а пересечения и примыкания должны быть не чаще чем через 5–10 км.

И конечно, важнейшим принципом при принятии решения о строительстве автодороги на платной основе является обеспечение альтернативного бесплатного проезда по существующей сети дорог Московской области.

Подпишитесь на «За рулем» в