«Маленький брат» для ГАИ

«Маленький брат» для ГАИ

Основные принципы

Намерения обуздать лихачей с помощью высоких технологий у власти, судя по всему, серьезные. Хотя упомянутый закон вступит в силу только в следующем году, первая отечественная автоматизированная система контроля скорости уже действует. Правда, пока это лишь пилотный вариант, установленный в конце прошлого года на 62-м км трассы М1 (Москва – Минск). Отслеживает он совсем небольшой участок дороги.

Система разработана компанией «Юнайтед ТелеКом» совместно с Минтрансом РФ и МАДИ. Место для его апробации выбрано не случайно: отрезок Минки между Кубинкой и Голицыно считается довольно сложным и имеет дурную славу из-за большого количества ДТП, связанных с превышением скоростного режима.

– Наше оборудование представляет собой комплекс различных модулей (камер видеонаблюдения, т е л е в и з и о н н ы х камер, совмещенных с радиолокационными детекторами), которые закреплены на высоте от 3 до 6 м над проезжей частью и сбоку от дороги, – рассказывает Павел Гольдин, руководитель информационного агентства СМИЛИНК компании «Юнайтед ТелеКом». – Принцип его работы следующий: в момент, когда детектор фиксирует превышение пороговой скорости, на камеру подается сигнал, после которого она делает фотографию автомобиля нарушителя. Этот «портрет» (с указанием времени и даты нарушения) по специальным каналам связи передается в центр обработки данных, который находится в Москве на ул. Рождественка, 1. Здесь с помощью соответствующего программного обеспечения по изображению распознают регистрационный номер нарушителя и «пробивают» его по различным базам данных (угон, страхование и проч.). В дальнейшем там же можно будет формировать квитанции на оплату штрафов, которые затем будут отправлены владельцам авто по почте. В случае обнаружения номера в одной из «криминальных» баз сообщение о нем поступит и в правоохранительные ведомства.

Согласно обновленному КоАПу, в том случае, когда нарушение фиксируется подобными системами, презумпция невиновности на совершившего его водителя не распространяется. Это означает, что постановление о вынесении наказания будет приниматься без его участия. Если машина в этот момент числилась в угоне либо управлялась другим лицом по доверенности, ее хозяин от штрафа, естественно, освобождается.

Технические нюансы

Экспериментальная система, созданная «Юнайтед ТелеКом», «видит» на расстоянии порядка 40 м. Каждый ее модуль позволяет контролировать движение в пределах ряда. Помимо превышения скорости она фиксирует выезд на встречную полосу и неправильное перестроение. Есть у нее и другие функции, например, сбор данных о дорожной обстановке, которую можно оценить по скоростному режиму движения транспортных потоков.

– Нашей системой в Минтрансе остались довольны, – говорит г-н Гольдин. – При ее использовании вероятность распознавания нарушителей в потоке составляет 74–81%. Это очень хороший результат, подтвержденный проверками ручным радаром и другими устройствами. Если говорить о таких системах в общем, то они имеют очень важное преимущество – объективность и беспристрастность при фиксации нарушений ПДД. Кроме того, их применение дисциплинирует водителей и существенно снижает количество аварий, что подтверждает зарубежная статистика, а теперь уже и наш собственный небольшой опыт.

Как сообщают в «Юнайтед ТелеКом», все подобные системы, которые используют сегодня в Европе, Америке и Юго-Восточной Азии, устроены по одному принципу: в них обязательно наличие видеокамер и радиолокационных составляющих. Различия касаются лишь деталей: оборудование может отслеживать машины во встречном либо удаляющемся потоке, монтироваться над проезжей частью на высокой опоре (как в большинстве европейских стран) либо на небольшом расстоянии от земли между рядами (как в Сингапуре и Франции). Есть свои нюансы и в использовании каналов связи – они могут быть как проводными (оптоволоконный кабель), так и беспроводными (GSM-канал, радиоканалы). Технологии и способы установки, целесообразные для нас, определятся после завершения обкатки на Минке. Например, какое из u1085 направлений движения транспорта относительно системы должно отслеживаться – в каждом из случаев есть свои плюсы и минусы. Если оборудование нацелено на удаляющегося нарушителя, номер его авто получается более качественно и ниже вероятность, что антирадар поймает излучение детектора. Зато при «лобовой» фиксации точнее распознается скорость.

Со связью все более определенно: GSMканал не позволяет перегонять большой объем информации, поэтому его планируется использовать лишь в качестве страховки, при сбоях в работе системы. Перекачивать «портреты» в центр обработки данных (а при необходимости, возможно, и на ближайший пост ДПС) будут с помощью радиоканалов или оптоволокна. И уже совершенно понятно, что азиатский вариант установки оборудования на небольшой высоте в наших условиях, мягко говоря, проблематичен – уж слишком велико искушение «подбить глаз» камерам…

Уход и контроль

Хотя зарубежный опыт в создании систем фотовидеофиксации нам, безусловно, пригодится, слепо скопировать его в российских реалиях, по признанию отечественных разработчиков, не получится. Слишком специфические у нас условия – дорожные, географические, климатические… Зимой, в мороз, во избежание обледенения линзы камер должны обрабатываться антифризами, а в теплое время года регулярно очищаться от налета пыли и грязи, в изобилии летящих из-под колес автомобилей. Потому каждая камера, стоящая на трассе, будет снабжаться емкостью с водой и миниатюрным дворником, который включается и выключается в автоматическом режиме. Иначе система просто «ослепнет».

Обкатка «маленького брата» на трассе М1 продлится до конца нынешнего года. За это время он должен пройти сертификацию, после чего, уже в 2008 году, при Минтрансе будет создана рабочая группа, которая займется мониторингом, чтобы определить, на каких дорогах необходимо строить систему. Предполагается, что она появится на большинстве федеральных трасс, причем на значительном удалении от Москвы – прежде всего на трассе «Дон», которую будут готовить к предстоящей олимпиаде u1074 в Сочи. При этом фотовидеонаблюдение охватит участки магистралей, неблагоприятные по статистике ДТП. Как считают в «Юнайтед ТелеКом», устанавливать систему слежения без учета этого фактора повсеместно нецелесообразно, поскольку дело слишком накладное.

Подпишитесь на «За рулем» в