Анатомия звука

Анатомия звука

Неприметный на первый взгляд автомобиль Toyota Camry 1997 года обрел вторую жизнь благодаря мастерам Максиму Набиуллину и Алексею Иванову.

Машина попала к Максиму в 2005 году. Простое желание усовершенствовать качество caraudio очень скоро переросло в решение стать участником чемпионата России по автозвуку и тюнингу ЕММА. Облик авто с тех пор не изменился – основной упор был сделан на caraudio.

Инсталляция

Звуковой тюнинг провели по классической схеме: трехполосный поканальный фронт и сабвуфер. Приоритет отдали бренду Alpine. Все детали, необходимые для установки оборудования, умельцы изготовили самостоятельно.

Первым делом звукоизоляция: салон и двери проклеили высококачественными вибродемпфирующими материалами. И только после этого приступили к установке аудиосистемы.

Силовые, акустические, сигнальные провода аккуратно уложили по всему кузову. В закрытые ящики объемом 9 л, располагающиеся в передних дверях, встали низкочастотные динамики AD Vipera F6. Среднечастотные AD M35 Neo поставили на торпедо на небольших подиумах, развернутых к слушателю. Твитеры Eton CX280V разместили на передних стойках, чуть дальше зеркала заднего вида.

При выборе сабвуфера мастера учитывали запас мощности, «плотность» и «мягкость» звука. Оптимальным посчитали ящик объемом 80 л для 15-дюймового динамика Hertz ES380. Блоки устройств поместили на перегородке между багажником и задним сиденьем.

Коммутация всех узлов и блоков – не менее важный этап, особенно когда цена оборудования сопоставима с ценой самого автомобиля.

Для фронтальных динамиков используется шестиканальный усилитель Audison LRX 6.9, каждый канал которого подключен к динамику напрямую. Фильтры усилителя отключены, кроме двух каналов, нагруженных твитерами, где фильтр работает в качестве защиты. При выборе акустических проводов приняли необычное решение: на СЧ- и ВЧ-динамиках – нейтральный для звука провод на основе витой пары, а для мидбасовых динамиков – акустический провод сечением 8G.

Настройка

Вся обработка и коррекция звука возложены на процессор Alpine PXA-H701. С мидбасами обошлись максимально корректно, доверив им воспроизводить полосу от 45 (24 дБ/окт) до 250 Гц (18 дБ/окт), оставив более низкие частоты сабвуферу. СЧ-динамики работаютв диапазоне 300 Гц – 3 кГц (6 дБ/окт) на отражение от ветрового стекла, твитеры от 5 кГц (12 дБ/окт). Установка уровня громкости отдельных компонентов и качество общего звучания были проделаны при помощи АЧХ-анализатора, окончательная же настройка, конечно, на слух.

Результат

Итогом кропотливой работы стало пятое место на чемпионате России по автозвуку и тюнингу ЕММА, проходившем в Уфе (в классе «Мастер 7 каналов»). Судьи сняли баллы из-за отсутствия фотографий по инсталляции, но это вовсе не пошатнуло боевого настроя руководителей проекта. Набравшись опыта и прослушав своих соперников, владелец авто намерен обязательно принять участие в следующих этапах ЕММА.

Подпишитесь на «За рулем» в