Газификация
Парниковый эффект не страшен
Основное топливо – сжатый природный газ – хранится в четырех композитных баллонах с давлением до 25 МПа. Бензин – резервное горючее, емкость бака для него – 15 л. При спользовании природного газа выбросы СО2 значительно уменьшаются – 137 против 170 г/км на бензине. При этом затраты на топливо сокращаются более чем в три раза.
Газовые баллоны объемом 96 л расположены под полом автомобиля и снабжены встроенными предохранительными клапанами, исключающими возможность разрыва баллона и неконтролируемого выхода газа при неисправности газопровода. Система топливоподачи – фазированный впрыск четырьмя газовыми и бензиновыми форсунками. Если газ в баллонах заканчивается, двигатель автоматически переходит на бензин. Но водитель может и сам переключиться на традиционное топливо.
На природном газе двигатель развивает 65 кВт, максимальная скорость – 175 км/ч. На одной заправке газом такая Priora может пройти 330 км.
Главное – создать инфраструктуру
АВТОВАЗ с 1999 года ведет работы по использованию альтернативных видов топлива и водорода. За это время созданы образцы автомобилей на топливных элементах, «водородные» Lada ANTEL 1 и Lada ANTEL 2, собрано несколько модификаций, работающих на природном газе.
О перспективах развития проекта рассказал Георгий Мирзоев, советник исполнительного директора по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ»:
– Для того чтобы газовые автомобили стали популярными, необходима соответствующая инфраструктура. Кто будет ее создавать?
– Эти модели пока не выпускают, но многие автомобилисты уже ставят газобаллонное оборудование на свои машины, появляются АЗС с пропан-бутановой смесью. Однако они сегодня загружены всего на 20%, и их все же мало. Нужно, чтобы газовая заправка была хотя бы через каждые 100 км. АВТОВАЗ проводит консультации с главным поставщиком природного газа – ОАО «Газпром» – о развитии сети таких АЗС. Оно последует сразу же, как только c конвейера начнут сходить автомобили, подобные Priora CNG.
– Планируется, что в будущем большинство машин перейдет на природный газ?
– Сегодня в автомобилестроении происходит смена подходов. У разных видов транспорта своя сфера применения, поэтомуи топливо должно быть оптимальным для конкретного автомобиля с точки зрения цены, экологии. Простой пример: лет двадцатьтридцать назад существовала вера в то, что электромобиль – это панацея. Конечно, если необходимо лишь добраться до работы, он вполне подойдет. Если же говорить о международных перевозках, когда в сутки автомобиль должен пройти 1000 км, надеяться на электричество нельзя. У нас пока нет аккумуляторных батарей, которые могут обеспечить столь длительный пробег.