Клиент "без штанов"

Клиент "без штанов"

Человек, поставивший на ноги пусть небольшой, но крепкий бизнес, долгое время не был застрахован ни от пристального внимания криминала, ни от чиновничьего произвола. Поэтому многие предприниматели оформляли и оформляют технику на родственников или друзей, или даже водителей, чтобы только иметь как можно меньше на себе и на своей компании – от греха подальше. Все, что нужно для дела – вроде бы есть, но по документам – ничего нет.

Защищая таким образом свой бизнес, собственник через какое-то время обнаруживает, что привлечь инвестиции на его развитие достаточно сложно. На языке финансистов это называется размытыми активами. Некоторые предприниматели, у которых сложилась «непрозрачная» структура активов, даже не пытаются привлечь заемные средства – «Все равно не дадут!». Решить вопрос с кредитованием такого бизнеса действительно нелегко, но получить технику в лизинг – совсем не сложно.

Чтобы продемонстрировать существующие возможности, приведем наиболее простые решения для типовых ситуаций.

Ситуация первая:

После развала таких гигантов как «СовТрансАвто» значительную часть автомобильных грузоперевозок стали обеспечивать частники – представители малого бизнеса с 1 – 2 фурами. Бизнес этот по большей части был теневым, услуги перевозчиков оплачивались черным налом. Время шло. Частники потихоньку увеличивали свой автопарк, пересаживались со старых машин на новые, меняли отечественную технику на импортную… Но юридический статус оставался прежним,

что совсем не мешало работе. Такой вариант и до сих пор остается весьма распространенным.

В данной ситуации рассчитывать на многомиллионное финансирование, конечно, не стоит, но получить несколько единиц автотехники на физическое лицо можно. В Федеральном Законе №164-ФЗ от 29.10.1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)» сказано: «лизингополучателем может являться физическое или юридическое лицо». Закон не ограничивает права физических лиц на использование лизинга, лишь бы предмет лизинга использовался в предпринимательских целях.

Мы недавно проводили маркетинговый опрос среди наших клиентов – физических лиц. Многие отметили, что 2 – 3 года назад, когда они к нам обращались, выбора практически не было – с «физиками» работали единицы. Сегодня же десятки лизинговых компаний с успехом предлагают специальные программы лизинга именно для частников.

Отсутствие у таких лизингополучателей бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках, где были бы видны впечатляющие успехи бизнеса в виде чистой прибыли, не является преградой. В общих чертах рентабельность эксплуатации любого транспортного средства известна. Если машина не простаивает, то она и себя прокормит, и на лизинговый платеж заработает. Важно, чтобы была обеспечена постоянная техническая исправность автомобиля и загрузка конкретными рейсами. Для опытного человека это вполне посильная задача. Поэтому все, что требуется в данной ситуации – убедить лизингодателя в наличии такого опыта.

Приведу пример из жизни:

Как-то раз открывается дверь, и заходят двое мужиков впечатляющих размеров: оба ростом по два метра, по ширине – с трудом в дверной проем упираются. Вслед за ними семенит миниатюрная особа женского пола. Выясняется: это члены одной семьи, живут все вместе в небольшом сибирском поселке. Два брата – оба с самой юности за баранкой, хотят поменять свои старенькие самосвалы на новые – чтобы кубатура была побольше, а простоев из-за поломок поменьше. Жена – не только за домом присматривает, но еще и выполняет роль диспетчера, документы оформляет, ведет учет и контролирует фи-еще пара родственников, которые друг друга подменяют и на один общий семейный бюджет работают… ПТСы на несколько единиц техники, оформленные на членов одной семьи, закрытые наряды на вывезенные тонны грунта и обстоятельный рассказ о том, как устроен их семейный бизнес – вполне достаточное основание для начала сотрудничества. Два самосвала в лизинг они получили сразу, а затем через каждые 4 – 6 месяцев добавляли еще по 2 – 3 единицы техники.

Чем такой бизнес хуже, по сравнению с «правильной» транспортной компанией?

– Ничем! А в некоторых вопросах он даже имеет преимущества: затраты на административные расходы, воровство ГСМ и приписки здесь полностью отсутствуют.

(Полный текст статьи читайте в журнале "Рейс" №10, декабрь, 2007 г.)

Подпишитесь на «За рулем» в