Дискотека без аварий

Дискотека без аварий

Совсем скоро наступит зима, и, как всегда, неожиданно. Правда, не для всех. Например, мастера кузовного ремонта с нетерпением ждут первых снегопадов, чтобы наверняка поправить свое материальное положение. Готовятся к смене сезона торговцы шинами, объявляя скидки на летнюю резину и поднимая цены на зимнюю. Пора готовиться и водителям.

Пока не лег снег и шинники не задрали цены до небес, надо бы пройтись по торговым рядам да присмотреться, что можно купить из новой обуви для машины. А заодно и взглянуть, какие диски сегодня предлагает рынок, благо с этим товаром в портовом Владивостоке никогда не было перебоев. Шины очень удобно хранить на дисках, в этом случае можно переобувать автомобиль по сезону, не прибегая к услугам шиномонтажек. Все, что для этого нужно, – обыкновенный домкрат и баллонный ключ, которые есть в наборе каждой машины.

Однако, для того чтобы иметь комплекты летней и зимней резины на дисках, нужно сначала эти диски купить. С колесами, на которых машина ездит в настоящий момент, все ясно: автопроизводитель поставил то, что необходимо для данной модели. А вот для посещения авторынка в поисках замены или альтернативы штатным дискам неплохо бы вооружиться теоретическим минимумом, который понадобится при общении с продавцом. Если же нет желания учить матчасть, придется таскать с собой образец колеса для подбора…

На прилавках с дисками часто попадаются загадочные аббревиатуры на ценниках, например PCD114 или 6,5J. Что они означают?

Загадочные буквы…

Диаметр расположения крепежных отверстий PCD (Pitch Circle Diameter) – очень важный параметр колеса, и наибольшее число ошибок при замене дисков связано именно с ним. Довольно часто владельцы автомашин устанавливают диски, PCD которых отличается от штатного на пару миллиметров. Иногда по незнанию, ведь отличить диаметр 100 мм от диаметра 98 мм на глаз очень сложно. Иногда надеясь на то, что столь незначительное расхождение в параметрах роли не играет – ведь все остальное вроде бы аналогично. Кроме того, сами крепежные отверстия имеют значительные допуски, что позволяет проигнорировать небольшое расхождение в PCD. Например, владельцы Toyota Corolla, где посадочное место колеса имеет PCD100, из желания сэкономить могут поставить на машину не только шины отечественного производства, но и диски от «Жигулей» (PCD98).

Делать этого не надо. Диск на ступице центрируется гайками или болтами с помощью конической юбки. В результате только один болт или гайка окажется затянутым правильно, у остальных же появится небольшой перекос. Колесо будет бить, причем балансировкой положение не выправить, а вот гайки или болты могут открутиться – со всеми вытекающими последствиями. И вдобавок резко усилится износ подшипников ступицы.

Другим важным параметром является вылет – расстояние от привалочной плоскости диска до воображаемой плоскости, делящей колесо пополам по оси симметрии. Вылет колеса обозначается в большинстве случаев как ET, Deport или Offset и измеряется в миллиметрах. У большинства автомобилей вылет положительный, однако у некоторых внедорожников он может быть и нулевым, и отрицательным. Ставить диски с нештатным вылетом можно, однако следует опасаться нежелательных последствий, например того же быстрого износа ступичных подшипников или других агрегатов и узлов подвески.

Многие производители литых дисков делают свою продукцию более универсальной, немного уменьшая вылет (при его увеличении колесный диск может упереться в элементы подвески или тормозной механизм).

И надо помнить: вылет может быть меньше стандартного на 10 мм и зависит от ширины обода. Чем меньше величина вылета, тем шире колесная база.

…и цифры

Упомянутая выше маркировка 6,5J суть ширина обода диска в дюймах. Она может быть различной для одного и того же автомобиля, и от нее зависит возможный размер монтируемой шины. J – это информация о конструктивных особенностях бортовых закраин обода. В данном случае указывает на наличие одного буртика.

Ну а самый простой параметр, понятный и без расшифровки, – это диаметр обода диска, в дюймах.

Теперь, купив зимние шины, остается только подобрать к ним соответствующие диски, смонтировать комплект на шиномонтаже и спокойно дожидаться наступления холодов. Когда грянет гром и город вновь занесет снегом, все, что потребуется, – это спокойно поднять автомобиль на домкрат,открутить колесные гайки и заменить летние шины на зимние. А в очередях на шиномонтажках пусть себе стоят другие, кому времени не жалко.

Подпишитесь на «За рулем» в