Поднебесный коммунизм

Поднебесный коммунизм

[pic id=99942 name=imagearticle type=small]Для путешествия в Китай сначала нужно решить вопрос с визой. Через Москву, где находится посольство КНР, дорого и хлопотно. Через Дальний Восток путь длинный, но беспроблемный. Мы нашли в Омске туроператора. Менеджер компании рассказал об исключительно интересном автобусном туре в китайский город Урумчи на высококомфортабельном двухэтажном Neoplan, оборудованном спальными местами, биотуалетом и кондиционером. Путь лежит через территорию Казахстана, поездка займет около 12 дней. Согласились, тем более что в эти дни в Урумчи проходила ежегодная международная выставка, как раньше у нас ВДНХ, где были представлены и автомобили.

Путешествие начинается

[pic id=99943 name=imagearticle type=small]После того как сроки поездки несколько раз переносились, нам сообщили, что выезд через два дня. Сюрпризы начались сразу же. После двухчасового опоздания к месту отправки подъехал «высококомфортабельный» Neoplan – двухэтажный розовый сарай. Несмотря на жаркую сухую погоду, он был до крыши второго этажа покрыт грязью. Казахстанские номера на автобусе оправдали худшие подозрения: нестираное постельное белье, неработающий биотуалет, неисправный кондиционер, густой запах солярки в салоне. Изрыгнув клубы черного дыма, это розовое чудовище двинулось в путь. Описывать сам путь нет желания: сумасшедшая вибрация в салоне и состояние казахских дорог будут похлеще шторма на море. Но наконец мы на казахстанско-китайской границе, где стало понятно, почему автобус казахский: у России нет соглашения с Китаем о пересечении границы российским транспортом. Казахские таможенники вначале не разрешили выезд автобуса в Поднебесную из-за его плачевного технического состояния, вдобавок на ведущих мостах Neoplan стояла разная резина. Но после некоторых «переговоров» автобус стал соответствовать международным стандартам.

Китайский автобан и городские магистрали

[pic id=99944 name=imagearticle type=small]Дорога по территории КНР началась с великолепного автобана. Наш путь лежал вдоль отрогов Тянь-Шаня, по старинному Шелковому пути. Я побывал во многих странах Старого света и Азии, но констатирую факт – дороги в Китае лучше, чем в старушке Европе: при движении по автобану даже чай в стакане не плещется. Проездплатный, в зависимости от протяженности участка. Через какое-то количество километров стоят пункты оплаты со шлагбаумом. Максимальная скорость по магистрали 120 км/ч. Но неторопливые китайские водители на фурах редко едут более 60 км/ч, а повозки и тракторы и того медленнее.

Особую опасность на дороге представляют сельские водители на трехколесных грузовиках. Этот монстр с двухтактным дизельным двигателем, огромным маховиком и ременной передачей на задний мост может вынырнуть где угодно на дорогу, развернуться и поехать навстречу по автобану. При этом его водитель совершенно уверен в правильности своих действий. Знаки приоритета, похоже, лишь украшают дороги, на них вообще не обращают внимания.

Когда мы прибыли в гостиницу в Урумчи, оказалось, что у нашего туроператора нет принимающей стороны для организации экскурсий. Руководитель группы, она же гид, не знает китайского языка, а ее английский не понимают служащие на ресепшене, кстати очень неплохо говорящие на нем. Но в Китае без знания языка как без рук: все надписи, цифры – либо иероглифы, либо арабская вязь (север КНР мусульманский). Но мы решили эту проблему с помощью русских друзей, которые нашли нам двух переводчиков. Один из них согласился сопровождать руководителя группы, другой – нас.

На дорогах Урумчи огромное количество авто движется в четыре ряда в каждом направлении. В местах пересечения больших магистралей – развязка в два–три уровня. Наземные пешеходные переходы обозначены зебрами, но это совершенно не означает, что пешехода, идущего по зебре и на зеленый свет, обязательно пропустят. Более того, ему будут сигналить десятки машин, чтобы топал быстрее. А китайцы часто переходят улицу, не поворачивая головы, в любом месте.

Китайских гаишников видел всего раза два. Хотя на первый взгляд автомобильное движение хаотичное и беспорядочное. Двойная сплошная полоса не помеха для разворота на ней. Все отчаянно сигналят, подрезают, но с пониманием относятся к тому, что то же самое делают и другие: никто не сердится и не пытается никого проучить.

По Китаю на авто за рулем можно передвигаться только при наличии международных или китайских прав, последние можно оформить в полиции (временные) при предъявлении национального удостоверения.

Такси и мечта автомобилиста

[pic id=99945 name=imagearticle type=small]Такси в Китае по большей части государственные. Минимальная оплата – 6 юаней, далее – 1,3 юаня за 1 км, что делает такси весьма доступным транспортом. Таксисты на подсадку не берут, четко дают сдачу, сумму за проезд округляют в сторону уменьшения. Государственные такси красного цвета, автомобили марки Volkswagen Passat. Мы пользовались экземпляром с пробегом 750–800 тыс. км в очень хорошем состоянии. Таксисты не знают русского и английского, показываешь карточку с иероглифом, и тебя везут кратчайшим путем. Водитель отделен от пассажировметаллическим ограждением – для безопасности. В вечернее время пассажиров сажают только на заднее сиденье. Рядом с водителем в виде исключения может ехать женщина.

Почти все мировые концерны имеют в Поднебесной свое сборочное производство: Тoyota, Nissan, Honda и др. Мы в городе не нашли ни одной модели китайских авто, которые продаются сейчас в нашей стране: они давно сняты с производства. Китайские «совместные» автомобили дешевые и достаточно качественные: то, что европейские, японские и корейские производители предлагают как опции, у китайцев есть уже в базе. Но имеется четкое разделение на массовые и дорогие автомобили. По китайским меркам к дорогим относятся уже упомянутые выше автомобили совместного производства, к массовым – китайские разработки либо просто скопированные с японских и немецких моделей 20-летней давности. Я видел новые Corona эдак 1993 модельного года с левым рулем, Audi 80 и 100 тех же годов, только названия – иероглифы и цифровой индекс. А хорошенькая Chery QQ (не надо путать с авто, продающимся у нас) стоит всего лишь 3,5 тыс. долларов. Минивэн HF с двигателем объемом 1,3 куб. м, задним приводом, размером чуть меньше, чем Mitsubishi Delica, – примерно 3 тыс. долларов. Так что впечатление от китайского автопрома двойственное: восхищение и восторг местными авто и сознание того, что в России так не будет.

Похоже, грядет третье нашествие китайцев на наши рынки. После первого загнулась легкая промышленность, после второго – бытовая техника и электроника, результат третьего вырисовывается все отчетливее.

Подпишитесь на «За рулем» в