Презумпция невиновности

Презумпция невиновности

Несмотря на современное оборудование, технологии, материалы в производстве аккумуляторных батарей (АКБ), впрочем, как и других комплектующих автомобилей, существует некий процент брака. Разумеется, каждый владелец неработоспособной АКБ желает ее обменять на новую. Это не сложно, если у вас на руках будет правильно заполненный гарантийный талон, который, к слову, является также и инструкцией по эксплуатации АКБ.

Сегодня все автомобили, за редким исключением, комплектуются неремонтопригодными, малообслуживаемыми батареями, имеющими общую крышку. Если в конструкции батареи присутствуют пробки, то доступ в банки аккумуляторной батареи позволяет перед покупкой проверить плотность электролита и его уровень

в каждом аккумуляторе, что вместе с напряжением на клеммах и его падением под нагрузкой (для проверки используется нагрузочная вилка) заносится в гарантийный талон АКБ перед ее покупкой. Каждая АКБ имеет свой индивидуальный номер (маркер), который пробивается на ее крышке. Гарантийный талон заполняется на каждую батарею отдельно.

При приемке АКБ необходимо осмотреть ее корпус на предмет внешних, видимых повреждений. Только после этого и внесения в гарантийный талон всех поверочных характеристик и индивидуального номера покупатель ставит в графе «принял» свою подпись. Как и любой документ, «гарантийка» должна иметь печать торгующей организации. Без нее талон теряет юридическую силу.

Согласно статистике заводской дефект проявляется в течение первых 6–9 месяцев работы АКБ. Итак, АКБ вышла из строя – что делать? Еще раз внимательно перечитать все, что написано в гарантийном талоне и в частности раздел, касающийся обязанностей покупателя, в которые входит своевременное и грамотное обслуживание батареи. Этим в парке должен заниматься специально обученный специалист – аккумуляторщик. Водитель также несет ответственность за

аккумулятор. В его обязанности входит контроль и поддержание должного уровня электролита во время рейса, а также не допускать глубокого разряда

аккумулятора. Это часто происходит на ночевках с неработающим ДВС при включенных габаритных огнях и прочих потребителях. Разумеется, электрооборудование автомобиля должно быть исправным и обеспечивать АКБзарядным напряжением 27,6–28,4 (24 В система) и 13,8–14,2 Вольта (12 В

система).

Если все условия были соблюдены, то можно смело обращаться в гарантийный сервис, адрес которого должен быть указан в гарантийном талоне. На каждый поступивший в отдел претензий АКБ заводится карточка, в которой указывается напряжение на клеммах, уровень, плотность, цвет электролита и т. д. на момент приема.

Если в процессе диагностики (экспертизы) выяснится, что батарея всего лишь разряжена и восстановила свои свойства после контрольно-тренировочных циклов, то услуги мастеров сервисного центра придется оплатить.

Если диагностика подтвердит, что аккумулятор действительно вышел из строя, то его вскроют для выяснения причин. История жизни аккумулятора «записана» на его пластинах, как на страницах книги. Изучая их, специалисты с высокой точностью определят причину отказа, был это глубокий разряд батареи, низкий уровень электролита или иная причина. В любом случае скрыть следы неграмотной эксплуатации не удастся. Поэтому если с батареей обращались небрежно, лучше не тратить время и деньги, которые придется выложить за диагностику.

Если же аккумулятор работал в штатном режиме и вовремя обслуживался, то обращение в отдел рекламаций даже в день окончания гарантийного срока сэкономит вам немало средств, а главное – даст возможность получить взамен абсолютно новый аккумулятор.

Приложение

УДК 621.355.2:006.354 Е52

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ

СВИНЦОВЫЕ СТАРТЕРНЫЕ ДЛЯ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ

Общие технические условия

Lead-acid storage starter batteries for motor-tractors. General specifications

ОКС 29.220.20

ОКП 34 8116

Дата введения 2003—07—01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 21 от 30 мая 2002 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика Азгосстандарт

Республика Армения Армгосстандарт

Республика Беларусь Госстандарт Республики Беларусь

Республика Казахстан Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызская Республика Кыргызстандарт

Республика Молдова Молдовастандарт

Российская Федерация Госстандарт России

Республика Таджикистан Таджикстандарт

Туркменистан Главгосслужба «Туркменстандартлары»

Республика Узбекистан Узгосстандарт

Украина Госстандарт Украины

3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 9 января 2003 г. № 2-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 959—2002 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2003 г.

4 ВЗАМЕН ГОСТ 959-91

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на свинцовые стартерные аккумуляторные батареи (далее — батареи), предназначенные для пуска двигателей и питания электрического оборудования на автотракторной технике (автомобилях, автобусах, тракторах и др.), изготовляемые для потребностей экономики страны и на экспорт, в том числе в страны с тропическим климатом.

Требования настоящего стандарта являются обязательными для вновь разрабатываемых изделий.

Требования по безопасности изложены в 5.8.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.051—81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм

ГОСТ 12.2.007.12—88 Система стандартов безопасности труда. Источники тока химические. Требования безопасности

ГОСТ 20.57.406—81 Комплексная система контроля качества. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические. Методы испытаний

ГОСТ 112—78 Термометры метеорологические стеклянные. Технические условия

ГОСТ 166—89 (ИСО 3599—76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 427—75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 667—73 Кислота серная аккумуляторная. Технические условия

ГОСТ 2405—88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры, тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 6709—72 Вода дистиллированная. Технические условия

ГОСТ 8273—75 Бумага оберточная. Технические условия

ГОСТ 10354—82 Пленка полиэтиленовая. Технические условия

ГОСТ 14192—96 Маркировка грузов

ГОСТ 15150—69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15846—79 Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

ГОСТ 16511—86 Ящики деревянные для продукции электротехнической промышленности. Технические условия

ГОСТ 18477—79 Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры

ГОСТ 18620—86 Изделия электротехнические. Маркировка

ГОСТ 19360—74 Мешки-вкладыши пленочные. Общие технические условия

ГОСТ 19433—88 Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ 21650—76 Средства скрепления тарно-штучных грузов в транспортных пакетах. Общие требования

ГОСТ 23216—78 Изделия электротехнические. Общие требования к хранению, транспортированию, временной противокоррозионной защите и упаковке

ГОСТ 24297—87 Входной контроль продукции. Основные положения

ГОСТ 24597—81 Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры

ГОСТ 28498—90 Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 28840—90 Машины для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб. Общие технические требования

ГОСТ 29111—91 (МЭК 95-1—88) Свинцово-кислотные стартерные батареи. Часть 1. Общие требования

ГОСТ 29329—92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 стартерные аккумуляторные батареи: Батареи, предназначенные для пуска двигателей и питания электрического оборудования автотракторной техники.

3.2 необслуживаемые аккумуляторные батареи: Батареи, которые соответствуют требованиям 5.2.9.

3.3 ток холодной прокрутки (Iх.п): Указанный изготовителем ток разряда, который способна отдать батарея при температуре электролита минус 18 С в течение 10 с до напряжения 7,5 В.

4 Основные параметры и размеры

4.1 Основные параметры и размеры батарей, их условные обозначения должны быть указаны в нормативных документах (далее — НД) на батареи конкретного типа.

4.2 Условное обозначение типов батарей и их исполнений устанавливают по следующей схеме

Пример условного обозначения батарей, состоящих из шести аккумуляторов, номинальным напряжением 12 В, стартерных, номинальной емкостью 55 Ач, с общей крышкой, сухозаряженных, предназначенных для потребностей экономики страны:

6СТ-55А

То же, залитых электролитом, необслуживаемых:

6СТ-55АЗ необслуживаемые

То же, сухозаряженных необслуживаемых:

6СТ-55А необслуживаемые

Примеры условного обозначения батарей при их заказе и в конструкторской документации другого изделия с учетом всех исполнений указывают в НД на батарею конкретного типа.

После условного обозначения батарей, предназначенных для потребностей экономики страны, указывают обозначение НД на батарею конкретного типа; батарей, предназначенных для экспорта, — обозначение настоящего стандарта.

5 Технические требования

5.1 Батареи следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта и НД на батарею конкретного типа по конструкторской и технологической документации.

Батареи, поставляемые на экспорт, в том числе в страны с тропическим климатом, следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 29111 и НД на батарею конкретного типа по конструкторской документации.

5.2 Требования к конструкции

5.2.1 Габаритные размеры батарей, размеры и расположение полюсных выводов и их обозначение в зависимости от полярности (плюс «+» и минус «—») должны быть указаны в НД на батарею конкретного типа.

5.2.2 Размеры выводов должны соответствовать указанным на рисунке 1.

Подпишитесь на «За рулем» в