Зима под колесами

Зима под колесами

Автомобиль соприкасается с дорогой всего в четырех точках, каждую из которых можно накрыть ладонью. И на этой небольшой площади происходит взаимодействие с окружающим миром огромного импульса – массы, помноженной на скорость. Опираясь на такую маленькую площадку, машина разгоняется, тормозит и совершает маневры. Поэтому надежность контакта колеса с дорогой, безусловно, важнейший элемент управления.

Наиболее заметен прогресс шинной промышленности в самом сложном ее сегменте – охватывающем зимние шины. Большинство автолюбителей даже не представляют себе, насколько высокотехнологичные изделия катятся под кузовом их машины! Задача зимних покрышек весьма непроста – они должны обеспечивать движение автомобиля по поверхности, которая для этого отнюдь не предназначена: по льду, накатанному снегу, сугробам... При этом необходимо сохранить еще и приемлемый комфорт для водителя, и возможность двигаться по чистому асфальту! И как же удается реализовать столь непростые и противоречивые требования? Летом все понятно – сухой асфальт или мокрый асфальт. А зимой – то снег, то гололед, то мокрый асфальт, то полужидкая каша из снега... Как найти покрышки, которые будут прилично себя вести в столь разных условиях? Что предпочесть – шипы для гололеда, загребущий протектор для сугроба или мелкие ламели для укатанного снега? Хотелось бы всего и сразу, но так не бывает. Водитель, попавший первый раз в жизни на гололед, никогда не забудет этого жуткого ощущения – машина, только что бывшая послушной, как собственные ноги, неожиданно начинает подчиняться не рулю и тормозам, а исключительно законам баллистики, скользя по дороге, как хоккейная шайба. Человек даже с самыми крепкими нервами обольется холодным потом, попав в такую ситуацию! И, успокоив нервную дрожь, медленно и аккуратно поедет выбирать зимние шины...

Мы решили упростить нашим читателям проблему выбора, обратившись за консультацией к специалистам.

Первым на наши вопросы ответил Павел Зюзгин, директор воронежского шинного комплекса «Автотема».

– Чем зимние шины отличаются от летних?

– Зимние и летние шины имеют разный химический состав. В зимних шинах содержится в два раза больше двуокиси кремния, чем в летних. Это позволяет резине сохранять эластичность при низких температурах. Кроме того, рисунок зимней шины более агрессивный и глубокий. Он имеет более острые боковые зацепы, что положительно сказывается на управляемости автомобиля. Летняя же резина не может обеспечить надежного сцепления с покрытой снегом и льдом дорогой. Водители, отказывающиеся от зимней резины, фактически пытаются экономить на собственной безопасности.

– Когда следует ставить зимние шины?

– Некоторые автомобилисты ездят на зимних шинах круглый год. И удивляются: отчего, дескать, дорогая фирменная резина так быстро сносилась? 7°С – это тот температурный порог, при прохождении которого мировые производители рекомендуют переходить на зимнюю резину. Если ставить зимние шины при более высокой температуре, коэффициент их изнашиваемости резко увеличивается. Это связано с особенностями химического состава резины, о котором было сказано выше. 7°С – верхний предел рабочей температуры для зимней шины, при которой эластичность резины является оптимальной для комфортной и безопасной езды.

– Какие шины надежнее – шипованные или нешипованные?

– Свои преимущества имеются и у тех и у других. Качество шипованных шин во многом зависит от способа ошиповки. Европейские производители делают под шип специальные технологические отверстия, профиль которых полностью совпадает с профилем шипа. Это так называемый еврошип. Данный способ крепления наиболее надежен. В гаражных условиях шина попросту просверливается, а шип загоняется при помощи пневмопистолета. При езде в экстремальных условиях шипы, установленые таким способом, очень часто вылетают.

Шипы прокалывают ледяную поверхность, что облегчает трогание с места, уменьшает пробуксовку на подъеме и сокращает тормозной путь примерно на 5%. Нешипованная зимняя резина, так называемая «липучка», имеет более глубокие прорезы на рисунке. В случае движения по льду создается небольшой эффект присасывания. При температуре –20°С шипы уже не так хорошо прокалывают лед, появляется коньковый эффект и машину заносит. Заносит машину и в том случае, если часть шипов из шин вылетела. Для нешипованной резины таких проблем не существует.

– Сколько нужно ставить зимних шин?

– Есть автомобилисты, которые ставят шины только на ведущие колеса, мотивируя это тем, что именно на них идет основная нагрузка. Но, как я уже говорил, у шипованных и нешипованных шин разный тормозной путь. В ситуации, когданеобходимо экстренное торможение, автомобиль с разными шинами уходит в занос. В целях безопасности все четыре колеса должны иметь, как минимум, одинаковую степень сцепления с дорогой. Очень желательно, чтобы и рисунок шин был одинаковым.

– Почему при эксплуатации шин так важно контролировать уровень давления?

– Современная резина очень эластична, и при понижении температуры давление в шинах падает очень быстро. Поэтому желательно иметь небольшой избыток давления. Недостаточное давление ускоряет износ резины. Возрастает нагрузка на ступицу, на двигатель. Шина не прогревается, а значит, ухудшается сцепление с дорогой.

– Как восстанавливать поврежденные диски и насколько это безопасно?

– Смятые штампованные металлические диски, которые входят в стандартную комплектацию большинства автомобилей, раскатываются на специальном оборудовании. Но при раскатке нарушается структура металла и существенно снижается его прочность. Раскатанный диск вряд ли прослужит вам больше одного-двух сезонов. При вторичном ударе может возникнуть серьезная угроза для жизни водителя. Поврежденные штампованные диски лучше сразу менять. У легкосплавных дисков запас прочности несколько выше, удар они держат лучше.

Александр Пугач, ООО «Пирелли Центр».

– Чем вызвана необходимость перехода на зимнюю резину?

– Ввиду суровых климатических условий России летняя резина для эксплуатации в зимний период не подходит, так как из-за мороза она теряет эластичность и, как говорят в народе, становится дубовой. Поэтому переходить на зимние шины нужно обязательно. Кремнийсодержащие элементы, входящие в состав зимней резины, обеспечивают эластичность шин при низких температурах.

– Как правильно подобрать зимние шины для своего автомобиля?

– Зимние шины бывают двух видов – шипованные и нешипованные. Выбирая шины, в первую очередь следует учитывать тип местности, в которой автомобиль эксплуатируется чаще. В городе, где дороги регулярно чистят, наличие шипов не обязательно. Более того, на асфальте шипы уменьшают степень сцепления колес с дорогой, из-за чего увеличивается тормозной путь. В то же время шипованныешины просто незаменимы при езде по заснеженной пересеченной местности.

– Что вы думаете об универсальных шинах?

– Некоторые водители пытаются сэкономить, используя так называемую всесезонную резину, но для России всесезонных шин попросту не существует. Та всезезонка, что используется в Европе, при наших температурах превращается в обычную летнюю резину. Характерная ошибка многих водителей – они принимают за универсал шины с маркировкой M+S (Mud + Snow, то бишь «грязь плюс снег»). Используя эти шины в зимний период, водитель ставит под угрозу безопасность – свою и окружающих.

К слову, в европейских странах к шиномонтажу относятся очень серьезно. Шины устанавливаются только в специализированных центрах, где сотрудники несут персональную ответственность за правильность выполнения шиномонтажных работ. Шина должна подходить данной модели автомобиля. Учитываются все факторы: индекс нагрузки, максимально допустимая при эксплуатации скорость. Если выявляется факт нарушения правил монтажа, автосервис может быть лишен лицензии.

– Как по внешнему виду определить технические характеристики шины?

– Каждая шина имеет код, например 69T, где 69 – максимально допустимая нагрузка на колесо, а T – шифр максимально допустимой скорости. Шины одной и той же модели, но с разным лимитом прочности существенно различаются по цене.

В хорошем шинном центре сотрудники обязательно рекомендуют своему клиенту обратить внимание на кодировку.

– Какие диски предпочтительнее использовать в зимнее время?

– Заменяя шины, мы также рекомендуем своим клиентам переходить с легкосплавных дисков на стальные. Конечно, литые диски смотрятся лучше, кроме того, их использование уменьшает неподрессоренную массу автомобиля. Однако зимой эту красоту очень просто погубить. Дороги посыпают солью и различными реагентами, которые разъедают лак и краску. В дальнейшем это может привести к коррозии. Впрочем, прогресс на месте не стоит – недавно у нас в продаже появились литые диски итальянской фирмы MOMO, разработанные специально для зимней езды. Их покрытие более устойчиво к агрессивной внешней среде.

– Что такое в вашем понимании хороший шиномонтаж и чем он отличается от плохого?

– В хорошем шиномонтаже и оборудование хорошее, обновляется регулярно, каждые дватри года. А в гаражной мастерской, где основным рабочим инструментом является лом, вам могут поцарапать, а то и погнуть диски, порвать шину. У нас все процессы автоматизированы, используются станки. Затяжка всех болтов и гаек производится с помощью динамометрического ключа, а не на глаз, как это обычно делается в гаражах. Квалифицированный шиномонтажник знает, с каким усилием должна производиться затяжка на конкретных автомобилях. В случае удара силовое воздействие на диск будет равномерным и его не перекосит. По моему наблюдению, все больше воронежских автомобилистов отдают предпочтение именно фирменным шинным комплексам. Цены на услуги у нас и у «гаражников» практически одинаковые, но, приезжая к нам, клиент может спокойно посидеть в кресле, почитать газету, вместо того чтобы стоять на морозе. Да и сам комплекс услуг, предоставляемых фирменными шинными центрами, значительно шире того, который вам могут предложить в гаражном шиномонтаже. Заказ клиента документируется, выписывается гарантийный талон. Например, один из наших клиентов попал в ДТП, а страховщику потребовалась информация о том, какие шиномонтажные работы проводились с автомобилем в последнее время. Мы подняли все документы, и страховая компания выплатила нашему клиенту компенсацию.

Еще один важный момент – в хорошем шиномонтаже снятые шины обязательно помоют, упакуют и во избежание путаницы промаркируют. И конечно, не стоит забывать про скидки и дисконты, которые получают клиенты фирменных шинных центров.

Николай Меремьянин, руководитель шиномонтажного комплекса:

– В любом автомобильном бизнесе, и в шиномонтажом в частности, важно создать такие условия, чтобы клиент приехал именно к тебе.

Популярность шиномонтажа складывается из нескольких составляющих, таких как удачное месторасположение, современное оборудование, квалификация персонала, реклама, система дисконтных карт, сотрудничество с магазинами.

Сейчас для нашего бизнеса самый хлопотный сезон. Чтобы не терять драгоценное время, разумно переобуться заранее. С первым снегом на шиномонтажах появляются огромные очереди, в которых иногда можно провести и семь, и девять часов. Обычно люди спешат, и им сложно объяснить, что это не пит-стоп Формулы-1, где переобуть машину можно за 9 секунд. Для того чтобы сделать и поставить все колеса, надо 10–15 минут. В любом случае для нас важно, чтобы клиент уехал с улыбкой, и мы всегда стараемся смягчить конфликтные ситуации.

В среднем полностью переобуть«классику» стоит 350 руб. Сложность работы на стоимость не влияет. Мы предлагаем весь спектр шиномонтажных услуг, в частности накачиваем шины азотом, который обеспечивает более стабильное давление при перепадах температуры.

Довольно часто автовладельцы ставят зимние шины только на ведущие колеса, пытаясь таким образом сэкономить. Последствия подобного нерационального поступка могут быть самыми печальными. Скупой платит дважды. На резине экономить ни в коем случае нельзя.

Продавец-консультант магазина «АвтоПаскер 36» Олег Кабриль:

– Несмотря на то что качество шин, производимых в Воронеже, за последнее время значительно улучшилось, автомобилисты к местной продукции относятся с известной долей скептицизма. Большинство по-прежнему отдает предпочтение импортной резине. Она гораздо мягче, ее ошиповка более качественная. Особой популярностью пользуются зимние шины Gislaved Nord Frost 5. Отличительная черта этой модели – квадратный профиль шипа.

Опытные водители, которым есть с чем сравнивать, выбирают резину исходя из личных предпочтений. Я, например, шипованную резину не люблю, предпочитаю ей «липучку». Просто потому, что мне так удобнее. Хотя у нешипованной резины есть один серьезный недостаток: на большой скорости автомобиль начинает «плавать» из-за того, что шины очень мягкие.

Подпишитесь на «За рулем» в