Красные крылья, синий «Паккард»

Красные крылья, синий «Паккард»

Выбор пал на небольшой городок Чкаловск.

Самым сложным на пути к нему оказался участок дороги от Нижнего Новгорода до Балахны: узкое асфальтовое полотно утюжит плотный поток машин. На трассе «Волга-1» (М7) и в солнечный день надо быть внимательным, а уж в непогоду тем более.

Въезжаем в Чкаловск, возникший в XII веке как Василёва слобода – старейшее поселение на правом берегу Волги. Второго февраля 1904 года здесь родился Валерий Чкалов, и главная достопримечательность городка, естественно, Дом-музей великого летчика, где собраны уникальные материалы о легендарной поре становления авиации, об эпохе великих перелетов.

Рядом с домом-музеем – небольшой павильон-ангар, в котором хранится реликвия мирового значения – самолет АНТ-25 конструкции Туполева. Именно на нем в 1937 году Чкалов, Байдуков и Беляков совершили первый в мире беспосадочный перелет из СССР в США через Северный полюс.

Здесь же самолет У-2, подаренный Валерию Павловичу советским правительством за этот невероятный подвиг. Под сенью красных крыльев АНТ-25 – истребители И-16 и И-17, лучшие машины своего времени, которым дал путевку в жизнь летчик-испытатель Чкалов.

Самолет из другой эпохи – реактивный истребитель МиГ-15бис, наводивший ужас на американских пилотов в боях на Корейском полуострове и во Вьетнаме. В архивах Пентагона хранятся панические отчеты о том, что «новейшие сверхзвуковые «Фантомы» F4 уничтожаются старыми дозвуковыми МиГами». Написанная от руки табличка извещает: «Экспонируется как образец самолетов, о каких Чкалов мог только мечтать».

Ну а нас, автомобильных журналистов, особенно интересовал автомобиль Packard Eight, тоже подаренный Чкалову российским правительством. В те времена марка Packard считалась одной из самых лучших в мире; на этих машинах ездили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и другие высокопоставленные лица. Правда, правительственные машины были чуть длиннее и относились к следующему семейству.

Вот такой технико-исторический экскурс в прошлоеподарил нам маленький провинциальный музей. Знакомство с городом продолжилось в помпезном, имеющем в плане форму самолета Доме культуры имени В.П. Чкалова, стоящего в сотне метров от отчего дома летчика. А пройдя еще пару сотен метров, мы оказались на берегу Горьковского моря.

С небольшого взгорка, на котором стоит деревянная часовенка, открывается красивейший вид на водную гладь. Зимой она превратится в огромное ледяное пространство, чем-то напоминающее арктические просторы, над которыми 70 лет назад пролетел краснокрылый АНТ-25.

На обратном пути мы просто не могли не остановиться у ресторана «Ванкувер» (надо же, и до Ванкувера добрались!), а почти у въезда на дамбу плотины, вдохновленные патриотическими подвигами наших земляков, бросили свой UAZ Patriot на покорение кроссовой трассы, испытав, как и было задумано, его внедорожный потенциал...

На всю поездку из Нижнего в Чкаловск и обратно было затрачено 7 часов 25 минут.

Подпишитесь на «За рулем» в