По нашим «звездам»

По нашим «звездам»

Пожалуй, одной из наиболее обсуждаемых тем среди автомобилистов в новом году (ужесточение кары для нарушителей, надо признать, тут вне конкуренции) стал выход в свет российского спутникового навигатора Glospace. Уникальность этого прибора, не имеющего пока аналогов в мире, в том, что работает он сразу с двумя навигационными системами – российской ГЛОНАСС и американской GPS. Ажиотажному спросу, очевидно, способствовало и то, что разработчики одарили образцами своей продукции первых лиц государства (Путина и Медведева) и даже патриарх Московский и всея Руси Алексий II благосклонно принял отечественный навигатор в дар, дабы не блуждать в отдаленных приходах. Так что продукция, похоже, поистине богоугодная... Интерес к новинке не остудила даже критика вице-премьера Сергея Иванова. На коллегии Роскосмоса разрабочикам ГЛОНАСС досталось за то, что сигнал не доступен на всей территории России, а приемники являются дефицитом. Навигаторы Glospace и впрямь буквально сметают с полок магазинов, как горячие пирожки в студенческой столовой.

Подобно современным зарубежным навигаторам наш – многофункционален, то есть дает возможность не только ориентироваться в условиях городов и областей, но и слушать записи, просматривать фильмы, изображения (поддерживаются форматы AVI, DivX, MPEG4, MP3, OGG, MKV и MKA).

Мощности процессора – с избытком, имеются разъемы для наушников и подключения внешнего видеоисточника. К тому же предусмотрен слот для карт памяти SD/MMC, одна входит в комплект – на нее закачаны карты Москвы и области. А еще, в пику некоторым иностранным приборам, Glospace может работать с системой SMILINK, то есть предупреждать водителя о пробках в режиме реального времени и предлагать варианты объезда. Программа, которая используется в навигаторе, «ПалмГИС ГЛОНАСС/GPS» – разработки компании «Киберсо».

Познакомить нас с чудом техники в действии любезно согласился ведущий специалист отдела геоинформационных систем и технологий НИИ космического приборостроения Алексей Херувимов. Для сравнения на испытания берем с собой западный автонавигатор именитой марки, который рядом с нашей новинкой выглядит совсем не внушительно.

– Питается Glospace от сети переменного тока, – объясняет Алексей, – «подключается» к прикуривателю, своей батареи у прибора нет, и это, пожалуй, основной его недостаток.

Крепится навигатор к автомобильному стеклу с помощью специальной ножки с присоской. Конструкция объемна, и на то, чтобы правильно закрепить прибор, требуется некоторое время. У аппарата внешняя спутниковая антенна, которую можно установить на крыше авто с помощью магнита. При одном взгляде на Glospace становится ясно – не придется водителю отвлекаться от дороги и напряженно всматриваться в экран: на ярком 7-дюймовом сенсорном дисплее прекрасно видно все! Кнопок на передней панели раз-два и обчелся – включение, регулировка громкости и вызов меню. Все остальное управление осуществляется касанием пальцев.

Задаем адрес: улица Амурская, дом 5, и прямо от здания НИИ, что на Авиамоторной, отправляемся в путь. Надо отдать должное – умничка Glospace определяет местоположение буквально за секунды после включения. На экране, на фоне карты, возникает изображение машины, обозначенной зеленой стрелкой-крылом, слева панель поворота, на которой показано: стрелкой – куда сворачивать, внизу – расстояние до ближайшего маневра и вверху панели – расстояние до конца маршрута. Справа круглые клавиши – вызов меню, «плюс» и «минус» масштабирования и кнопка переключения режимов (3D-сопровождение, 2D-сопровождение, 2D-режим карты). В отличие от импортного навигатора отсутствует лишь одометр, что скорее развлечение для водителя, и только в редких случаях – необходимость.

– Видите, внизу красные, синие и зеленые квадратики? – продолжает Херувимов ликбез. – Красные – это спутники ГЛОНАСС, их целых четыре, поэтому сейчас можно ориентироваться только по ним. Синие – спутники GPS, их, конечно, пока значительно больше. А зеленые – зафиксированные спутники, но пока «не пойманные».

В пути становится понятно: карта довольно удобна – отмечены не только прилегающие улицы, но и номера домов, станции метро. Отъезжаем, и сразу барышня из динамиков строгим учительским голосом сообщает: «Право – 200!».

– Это означает – поворот направо через двести метров, – поясняет наш собеседник. – Мы специально добивались лаконичности голосового сопровождения, водитель быстро к этому привыкает. А для любителей разнообразия есть опция «закладки». То есть, вбив, например, адрес работы, больницы, школы или дома, где живет приятель, можно наговорить в прибор «Здесь живет Вася» или, например, «Выходи, на работу пора!». А потом активизировать опцию «озвучивать закладки». И перемещаться по городу станет куда веселей!

Надо сказать, что навигационная мадам весьма дотошна – о маневре начинает предупреждать чуть ли не за 500 м, повторно напоминая о нем при приближении на 200 и 100 м. И захочешь заблудиться – не получится. Маршрут оба навигатора на протяжении всей поездки показывали одинаковый, однако пару раз ГЛОНАСС (что делает честь разработчикам) предложил более удобный вариант. А вот когда редакционный водитель Николай Давыдов, не желая попасть в пробку, не согласился с маршрутом Glospace и выбрал другую дорогу, наш прибор пересчитывал варианты несколько дольше, чем зарубежный «коллега». Прибыв на место, решили: возвращаться будем другим путем! И тут дал о себе знать еще один недостаток Glospace – прибор не показывает альтернативного маршрута, а это очень важно при наличии пробок. Впрочем, и назад добрались без приключений – ни одной грубой ошибки навигатор не допустил. Согласитесь, для прибора, который, что называется, делает первые шаги по нашим дорогам, совсем неплохой результат! Тем более что выявленные в процессе эксплуатации мелкие недостатки, несомненно, со временем будут устраняться.

Какова же общая ситуация со спутниковой группировкой ГЛОНАСС? Каковы ее нынешние возможности и перспективы? Вопросы мы адресовали начальнику отдела геоинформационных систем и технологий НИИ космического приборостроения Валерию ЗОЛОТАРЕВУ.

– На данный момент, как вы и сами видели, все функционирует нормально, но, конечно, не в полную силу. Чтобы сигнал от спутников шел постоянно, их должно быть 24, а запущено сейчас лишь 19. Думаю, в 2009 году мы с этой проблемой справимся. Пока приборов выпустили мало, и возник дефицит, но дело поправимое. В ближайшее время в продажу поступит еще 1000 штук: понимаю – капля в море, но это только начало. Приобрести навигатор можно в сети «Ион» по цене 12 000 рублей. Конечно, следующие модели планируем усовершенствовать – в первую очередь нужно поработать над габаритами. Когда дело касалось навигации для военных, эта проблема остро не стояла – в танке можно что угодно разместить. Теперь же, когда речь идет об оснащении легковых автомобилей, размер имеет значение. На новых моделях возможны и новые функции – ТВ-тюнер, например. Правда, и цена на такие приборы возрастет. Кстати, никаких ограничений по софту для навигаторов с поддержкой ГЛОНАСС нет.

Заинтересовал нас и такой момент: вероятно ли в скором времени появление ГЛОНАСС-приемников известных западных брендов?

– Мы-то не против, – вздыхает Валерий Викторович, – но только вот зачем американцам это нужно? Им гораздо удобнее было бы оставаться монополистами, нежели терпеть на рынке новоявленного конкурента. Поэтому приборы если и появятся, то не скоро.

В чем же все-таки преимущество Glospace перед навигаторами, которые работают только в системе GPS?

– Основное – это то, что раз больше спутников задействовано – значит, прибор быстрее определит местоположение автомобиля, а значит, ускорится процесс передачи информации. Кстати, разговоры о том, что наши навигаторы будут дешевле, не всегда обоснованы. В качестве примера: один радиоприемник берет два канала, а другой – двадцать пять. Конечно, второй будет дороже. С Glospace та же история. Не нужно выбирать режим ГЛОНАСС или GPS, в идеале – пользоваться обоими одновременно, ведь чем больше спутников, тем выше скорость работы устройства.

На сегодняшний день пользоваться навигатором Glospace кроме москвичей уже могут жители Владивостока, Санкт-Петербурга, Ростова-наДону, Екатеринбурга, Краснодара – карты есть. Ну а в ближайшей перспективе планируется охватить всю территорию страны.

Подпишитесь на «За рулем» в