От проекта к производству

От проекта к производству

В конце ноября первый вицепремьер РФ Сергей Иванов и президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев посетили особую экономическую зону (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Алабуга», якорным резидентом которой является ОАО «Северсталь-авто». Неудивительно, что посещение ОЭЗ началось с осмотра производственной площадки, специально подготовленной для размещения сборочных производств «Северсталь-авто». Корпуса завода общей площадью около 30 тыс. кв. м строились в первую очередь, чтобы крупнейший резидент успел запустить сборку автомобилей в назначенные сроки.

Российский автопроизводитель запланировал начать выпуск легких коммерческих грузовиков FIAT Ducato в декабре этого года, а затем приступить к сборке средних и тяжелых грузовиков Isuzu грузоподъемностью от 14 до 21 тонны. Для осуществления этих двух проектов компания зарегистрировала в РосОЭЗ двух резидентов: ООО «Северсталь-авто Елабуга» и ЗАО «Северстальавто-Исузу» с совокупным объемом инвестиций 154,5 млн. долларов. По этому показателю «Северсталь-авто» превосходит каждого из остальных трех резидентов зоны – ЗАО «Роквул-Волга» (105 млн. долларов), ЗАО «Полиматиз» (более 50 млн.) и ЗАО «Завод инженерного оборудования» (21,5 млн.).

Татарстан начал строительные работы на территории Елабужского автомобильного завода в 2006 году, выиграв конкурс Минэкономразвития. В конце ноября 2005 года татарстанский проект ОЭЗ «Алабуга» был признан одним из двух победителей в конкурсе по созданию зон промышленно-производственного типа (вторая такая зона находится в Липецкой области). Вступивший в силу в августе этого года федеральный закон «Об особых экономических зонах» предполагает создание максимально благоприятных условий развития бизнеса для резидентов зоны. В ОЭЗ действует свободный таможенный режим: иностранные товары продаются без импортных пошлин, российские – без экспортных. Резиденты ОЭЗ на пять лет освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога, для них ставка единого социального налога снижена с 26 до 14 процентов. Вдобавок к этим льготам республиканские власти предоставляют льготы по налогам, зачисляемым в республиканский и местные бюджеты.

По предварительным расчетам татарстанского Министерства экономики и промышленности, в течение первых пяти лет резиденты смогут привлечь в ОЭЗ не менее 2 млрд. долларов частных инвестиций и выйти к 2010 году на выручку в 40 млрд. рублей. В качестве приоритетного направления деятельности ОЭЗ «Алабуга» с самого начала было заявлено производство автомобилей и автомобильных компонентов. Для Татарстана такое развитие событий означает своеобразный реванш – в конце 90-х республика попыталась создать собственную свободную экономическую зону под таким же названием и на этой же промышленной площадке, но федеральный центр пресек подобное своеволие.

Во время посещения завода «Северсталь-авто Елабуга» Сергеем Ивановым генеральный директор «Северсталь-авто» Вадим Швецов сообщил, что ежегодный объем производства FIAT Ducato составит 75 тыс., а грузовиков Isuzu – 25 тыс. машин. Кроме того, к концу лета 2008 года на предприятии будет освоено штамповочное производство деталей для FIAT Ducato. Эту модель планируют выпускать в 14 различных модификациях – микроавтобус, фургон, комби, с 2- или 5-местной кабинами, с различной длиной шасси и высотой крыши. Все машины будут оснащаться 2,3-литровым дизельным двигателем. В базовую комплектацию войдет усилитель руля и маршрутный компьютер. По словам Вадима Швецова, ориентировочная стоимость Ducato в России – 18 тыс. долларов. Уровень локализации производства FIAT Ducato составит 70–80 процентов.

Говоря о дальнейших планах производства на заводе «Северсталь-авто Елабуга», господин Швецов сообщил Сергею Иванову, что планируется начать здесь в следующем году сборку нового седана С-класса FIAT Linea – «Северсталь-авто» и итальянская FIAT Group в мае подписали соглашение о создании СП; предполагаемый объем выпуска составит 50 тыс. машин в год. Одно время производство FIAT Linea собирались разместить на ЗМА, но господин Швецов заявил, что завод будет строиться с нуля в Елабуге (правда, пока ОАО «Северсталь-авто» не зарегистрировало компанию-резидента под выпуск этой модели). Таким образом, совокупный объем автомобильного производства в ОЭЗ к 2010 году может составить 150 тыс. машин.

По мнению экспертов, при условии грамотного ценового позиционирования итальянский седан FIAT Linea способен серьезно конкурировать с Ford Focus, сегодняшним лидером российского рынка иномарок. В «Северстальавто» обещают, что средняя стоимость Linea в самой популярной комплектации составит около 16 тыс. долларов, однако планы реализации в России 50 тыс. итальянских машин осуществимы лишь в том случае, если стоимость новой модели в России не превысит 15 тыс. долларов.

Подпишитесь на «За рулем» в