Должо-о-ок!

Должо-о-ок!

У кого из нас где-нибудь в бардачке не валяется пара-другая старых бумажек – штрафных квитанций... Нет, мы не против платить по счетам, просто времени жалко. Потом и повестка от судебных приставов приходит, но последствия не очень пугают: сумма-то, как правило, небольшая.

Однако в 2007 году у злостных неплательщиков возникли серьезные проблемы. На большинстве стационарных постов ГИБДД еженедельно проходят рейды по выявлению должников. Уже ни для кого не секрет, что КП оснащены стационарными или переносными компьютерными станциями, а некоторые (например, КП-19) – средствами автоматической идентификации государственных регистрационных знаков. Все это, несомненно, поможет приморским гаишникам рука об руку с судебными приставами бороться с теми, кто не спешит расплачиваться с долгами и платить штрафы. При этом базы данных компьютерных станций федерального уровня и содержат информацию обо всех должниках по исполнительным производствам различных категорий: штрафы ГАИ, долги за коммунальные услуги, долги по решению арбитражных судов и т.д.

Автомобиль арестуют…

Судя по тому, что рейды проходят очень часто, такая работа довольно успешна. Об этом свидетельствуют и цифры. За 11 месяцев 2007 года 3365 исполнительных производств было завершено прямо на КП ГИБДД, с должников взыскано 783 тыс. руб. Согласно статистике, 80% всех постановлений о взыскании административных штрафов поступили в ФССП России из подразделений ГИБДД.

Сложившуюся стратегию борьбы с неплательщиками прокомментировал начальник отдела организации работ по розыску должников и их имущества Константин Борисович Колбышев:

– Все автовладельцы, которые приглашаются на стационарный пост, знают, что являются должниками. Машины останавливаем лишь после того, как с помощью электронной системы слежения и по базе данных переносных компьютерных станций проверим личность автовладельца. Задержанным предлагаем погасить задолженность. И, как правило, люди с готовностью оплачивают долги на месте – не нужно ехать в банк, а затем нести копию квитанции снова нам или в ГАИ. Но если водитель не в состоянии оплатить долг, мы вынуждены арестовать автомобиль. Такое бывает, и нередко. На одном только КП-19 за 2007 год было арестовано более сотни машин. Примерно треть мы оставили владельцам на ответственное хранение, а остальные отправили на штрафплощадку. Если и после этих мер владельцы долг не погашают, машины передаются на реализацию в Российский фонд федерального имущества.

...и продадут

Конечно, существует много споров о правомерности действий судебных приставов. В ФССП объясняют свои действия тем, что приставы могут взыскать необходимую сумму либо по месту жительства должника, либо по месту работы, либо по месту нахождения имущества. В данном случае как раз по месту нахождения имущества. В соответствии с требованиями статьи 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание обращено в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте. Поэтому водителям предлагается сначала добровольно оплатить долг. И только при отсутствии денежных средств, достаточных для удовлетворения судебных требований, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество.

И, как показывает вышеприведенная статистика по Приморскому краю, взор наших приставов все чаще обращен именно на автомобиль. Сами приставы признаются, что ни разу не участвовали в разукомлектации автомобиля, то есть аресте магнитолы, мобильных телефонов или запаски. Однако даже за $1 тыс. долга арестовывали Toyota Land Cruiser, а при мне во время рейда арестовали за 80 тыс. руб. долга Honda Odyssey.

При этом, если долг в течение определенного срока (хотя мне так и не сказали, кем определенного и какой это срок) не оплачен, автомобиль передают на реализацию в РФФИ.

Опять же без ответа остался вопрос о разнице между рыночной стоимостью, скажем, той же Honda Odyssey и суммы долга 80 тыс. руб. Судебные приставы меня заверили, что счастливые обладатели таких машин, конечно же, в состоянии в короткий срок «выкупить» свое авто.

Ни шагу без бумажки!

Порой во время рейдов даже у законопослушных водителей случались неприятные казусы. Например, штраф по повестке в банке оплачен, но на посту ГАИ автовладельца все же остановили за якобы неоплаченный долг.

Во избежание таких недоразумений судебные приставы настоятельно рекомендуют после оплаты штрафа приносить им или в ГАИ копию квитанции.

Имеет смысл возить оплаченные квитанции с собой в машине – в ином случае легко можно остаться без колес, причем не только за свои долги, но и за долги супруга.

Подпишитесь на «За рулем» в