Автогражданка изменится

Автогражданка изменится

О необходимости внесения изменений в Закон об ОСАГО начали говорить давно – действующая редакция закона не устраивала полностью ни страховщиков, ни рядовых автомобилистов. Когда поправки были обнародованы в качестве законопроекта, компетентные лица предпочли воздержаться от комментариев – страховщики и сами еще не знали, как работать в новых условиях. И вот поправки к автогражданке утверждены правительством и подписаны президентом РФ. Новые правила для автомобилистов будут поэтапно вводиться в России с 2008 года. О предстоящих изменениях и своем видении ситуации рассказывает заместитель директора по продажам ООО «Городская страховая компания» Сергей Малахов:

– С 1 марта 2008 года будет повышен лимит выплат в части возмещения вреда жизни и здоровью пострадавшим в ДТП. Сейчас выплачивается 160 тысяч рублей на каждого пострадавшего, но не более 240 тысяч на всех. Новый закон гарантирует по 160 тысяч каждому. Кроме того, в случае смерти участника ДТП родственники погибшего гарантированно получат не более 25 тысяч рублей на погребение и 135 тысяч компенсации в случае потери кормильца.

Главное же нововведение касается процедуры урегулирования убытков. По новым правилам пострадавший участник ДТП будет обращаться за выплатами по ОСАГО к своему страховщику, а не к страховщику виновника ДТП. Прямое урегулирование убытков возможно при условии, что в результате ДТП вред причинен только имуществу и авария произошла с участием двух транспортных средств. Система прямого урегулирования убытков начнет действовать в России уже с 1 июля 2008 года.

С 1 декабря нынешнего года вступят в силу правила Европейского протокола. При незначительных авариях, в которых ущерб не превышает 25 тысяч рублей, для оформления ДТП не придется вызывать сотрудников ГИБДД. Эта норма распространяется только на ДТП с двумя участниками при отсутствии у них разногласий о причинах ДТП и человеческих жертв.

Однако теперь страховщикам на рассмотрение заявления потерпевшего о страховой выплате отводится вдвое больше времени – 30 дней с момента его получения. За это время страховщик обязан заплатить потерпевшему или направить ему мотивированный отказ. Одновременно новый закон вводит штрафы для страховщиков за задержку выплат по ОСАГО: за каждый день просрочки страховщик обязан выплатить неустойку в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ от страховой суммы каждому потерпевшему. Но размер неустойки не может превышать размера страховой суммы.

Сократился минимальный срок полиса ОСАГО – с шести до трех месяцев. Расширены льготы инвалидам, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, и их законным представителям. Теперь на 50-процентную скидку на приобретение полиса ОСАГО могут рассчитывать и те, кто приобрел машину самостоятельно, а не через органы социальной защиты.

Еще одно важное нововведение коснулось международной деятельности российских страховщиков. Первого января 2009 года Россия войдет в международную систему «Зеленая карта». Закон содержит ряд требований к страховщикам, планирующим продавать международные полисы ОСАГО.

По моему мнению, введение новых правил ОСАГО порождает целый ряд законодательных противоречий, которые необходимо разрешить, чтобы рынок нормально функционировал. Нужны изменения Налогового кодекса, КоАП и Правил дорожного движения. Необходимо утвердить типовые схемы ДТП и рекомендации по расчету ущерба. С 1 марта 2008 года страховщики должны выдавать новую форму полиса ОСАГО, а ее надо разработать, утвердить постановлением правительства и еще напечатать. Я прекрасно помню ситуацию с полисами в 2003 году. Возникали проблемы из-за дефицита бланков.

Прямое урегулирование убытков возможно только при наличии единого расчетного центра – такова международная практика. По оценкам специалистов РСА, на создание клирингового центра необходимо около 9–12 месяцев. Деньги на его создание российские страховщики уже собрали, но строительство еще и не начиналось. Опыт европейских стран показал, что переход на прямое урегулирование происходит достаточно долго – не один год.

Наша компания готова ко всем изменениям. Мы плодотворно работаем в этом направлении уже сейчас.

Подпишитесь на «За рулем» в