Вагон и маленькая тележка
Этих машин уже довольно много не только на улицах Владивостока и других дальневосточных городов, но и в Сибири, а также за Уралом, в Западной России. Странное дело – почему? Ведь никто не организовывал здесь никаких рекламных кампаний, не проводил шумных презентаций, не снимал крутых видеороликов. Как-то сам по себе народ взял да и уселся в какие-то совершенно нетрадиционные для России маленькие смешные коробочки и, что уж совсем непостижимо, принялся их нахваливать. Правда, опять же не громко, не по телевидению, не на всю страну, а так, между собой, по кухням да по сетевым форумам в Паутине. И, что уж совсем поразительно, тихий сетевой шепот, видимо, дошел до самого верхнего, руководящего звена той компании, что производит эти автомобили, и там принялись строить далеко идущие планы. Иначе с чего бы это вдруг фирма Suzuki решила строить завод в России?
Тинейджер сам…
Модель Wagon R как таковая родилась почти 15 лет назад. Весной 1993 года с конвейера завода Suzuki в японском городе Тойокава сошли первые экземпляры автомобиля новой формации, напоминающие гибрид мини-хэтчбека с микроавтобусом. От первых машина унаследовала переднее расположение двигателя и капотную компоновку, от вторых – просторный салон и высокую «автобусную» посадку. Ходовая часть и мотор новой модели базировались на платформе популярного в Японии мини-автомобиля Suzuki Alto. Популярность родителя быстро передалась его потомку. Уже на следующий год Wagon R занял лидирующие позиции по продажам в своем классе, а конкуренты Suzuki приступили к разработкам собственных моделей аналогичного формата.
Секретом успеха модели стала новая концепция, предполагающая максимальное удобство использования автомобиля в городе. Известно, что городской трафик обычно заключается в поездках с частыми остановками и посадкойвысадкой из машины. Поэтому основное внимание разработчики «вагона» уделили оптимизации алгоритма посадкивысадки. Их продукт на выходе оказался настолько успешным, что именно удобство посадки остается фирменной чертой Suzuki Wagon R и сегодня, 15 лет спустя.
Новые автомобили последней модификации пока не везут во Владивосток в массовом порядке. Наиболеечасто встречаются вариации второго поколения 1999–2005 годов выпуска. Большинство из них – Wagon R Solio, более крупные собратья обычного Wagon R. Но совсем не редкость и 660кубовые машинки в кузовах MC11S–MC21S. Их описанием в России почти никто не занимался, поэтому попробуем исправить столь досадное упущение.
…и сделан для тинейджеров
Wagon R, несмотря на свои маленькие размеры, занимает очень большое место в производственной программе Suzuki Motor Corporation. О том, насколько компания озабочена положением модели на рынке, свидетельствует то обстоятельство, что для рекламы автомобиля в Японии пригласили не абы кого, а самого Лео Ди Каприо. И надо сказать, «титаник» отработал свой гонорар на пять баллов. В классе «кей-каров» Suzuki Wagon R уже много лет является безусловным лидером. Маркетологи очень четко обозначили целевую аудиторию: владельцами «вагонов» они видят молодых, возможно, начинающих водителей, проживающих преимущественно в городе, но ведущих при этом активный образ жизни. Буквой R в названии машины зашифровали слово Recreational – так же, как и в сокращениях RAV, RVR, и т. д. Автомобиль для молодежи должен быть доступным. Он должен быть привлекательным и оригинальным. Кроме того, комфортным и безопасным. Желательно также, чтобы он был экономичным, поскольку далеко не все молодые люди даже в обеспеченных странах располагают внушительным банковским счетом.
Нам неизвестно, принимала ли участие в создании Suzuki Wagon R правящая либерально-демократическая партия Японии и обсуждалась ли на заседаниях правительства программа «Народный автомобиль». Возможно, там обошлись без обязательных в России ритуалов. Просто решили сделать – и сделали.
Много вагонов, хороших и разных
Второе поколение Suzuki Wagon R унаследовало от первого не только философию. На ряде модификаций сохранился прежний силовой агрегат – 3-цилиндровый ветеран F6A. Отличить комплектации с этим двигателем можно по заводскому индексу: автомобили имеют кузов MC11S. Если вам встретится кузов MC21S, то это означает, что под капотом находится другой двигатель – тоже 3-цилиндровый К6А. Главное различие между этими двумя моторами в системе привода ГРМ: в первом случае распредвал вращается с помощью резинового зубчатого ремня, а во втором – цепью. Некоторые К6А оборудованы VVT – системой регулирования высоты подъема клапанов, аналогичной хондовской VTEC. Модификации Suzuki Wagon R с двигателем К6А VVT, как правило, оснащены вариатором CVT в качестве трансмиссии. На других модификациях стоят либо механические КП, либо обычные гидравлические «автоматы».
Кстати, нелишним будет напомнить, что автоматы малолитражных Suzuki требуют бережного к себе отношения и регулярной замены трансмиссионной жидкости. В противном случае поломка не заставит себя долго ждать, а ремонт может вылиться в копеечку: комплекты фрикционных накладок стоят недешево и поставляются только под заказ, а контрактных коробок днем с огнем не найти даже во Владивостоке. Да и цена на них тоже совсем не либеральная... Марка трансмиссионной жидкости обычно выбита на щупе. По словам приморских автомехаников, в сузуковские «автоматы» не обязательно заливать только фирменную жидкость, вполне подойдет и обычный Dexron III, главное, чтобы он был качественным. А вот CVT нужно обслуживать только так, как предписывает инструкция. Ходовая часть «вагона» представляет собой модернизированный вариант подвески Suzuki Alto 1985 года: стойка McPherson спереди и балка на продольных рычагах сзади. Немудреная, но зато надежная и дешевая как в производстве, так и в ремонте. Правда, найти в обычных автомагазинах амортизаторы или пружины почти невозможно – приходится либо искать по разборкам б/у в хорошем состоянии, либо обращаться в специализированный магазин Suzuki.
Кстати, проблема запчастей на Wagon R стоит довольно остро, причем и в Приморье, и на западе страны. За Уралом выходят из положения, приспосабливая детали от Opel Agila или Daewoo Tiсo. На Дальнем Востоке леворульные машины – редкость, поэтому донорами могут быть только «японцы». В случае с Wagon R таковыми могут служить Suzuki Alto, Mazda Carol, Nissan Moco: все они имеют общую платформу и многие элементы взаимозаменяемы.
Глубокоуважаемый вагоновожатый
Конечно, лучше всего ездить так, чтобы машина не ломалась и доставляла радость своему хозяину. Или хозяйке, которой надежность машинки наверняка понравится еще больше, ведь дамы обычно не находят удовольствия в копошении под капотом. Для них главная забота – салон. И тут Wagon R может доставить им истинное наслаждение. Вопервых, он просторен и уютен. Кресла обшиты мягким велюром, пластик приятен на ощупь, повсюду есть кармашки и емкости для мелочей. Вовторых, он удобен для водителя. Руль комфортно лежит в руках, шкалы приборов понятны и легко читаются, большие зеркала обеспечивают отличный обзор назад, педали расположены прямо под ногами.
Управлять автомобилем легко. Едет вагончик довольно весело, разгоняется быстро, тормозит тоже. В поворотах держится молодцом, несмотря на приличную высоту. Главное – не превышать скорость. Иначе геометрия кузова сыграет свою роль в соответствии со всеми законами физики. Объявления о продаже перевернутых вагонов – не такая уж редкость.
Рыночный механизм
Если же смотреть цены нормальных безаварийных машин, то вырисовывается следующая картина. Во Владивостоке Suzuki Wagon R 1999– 2002 годов с двигателем на 660 кубиков можно найти за 100–120 тыс. рублей. В Москве аналогичную машину предложат уже за 170–190 тысяч. Полноприводные варианты, а их среди вагонов достаточно, процентов на двадцать дороже обычных. Ну и, как обычно, многое зависит от комплектации и технического состояния каждого конкретного автомобиля – ведь мы имеем дело со вторичным рынком.
Начать производство в России на своем заводе в Ленинградской области Suzuki планирует с кроссоверов SX-4 и внедорожников Grand Vitara, больше известных дальневосточникам как Escudo. А это означает, что, пока дойдет очередь до «вагонов», рынок подержанных автомобилей будет подпитываться за счет импорта из Японии.