Кот без мешка
Как-то раз, стоя в очереди в Елизаветинском переулке на криминалистическую экспертизу только что приобретенной машины, я разговорилась с ожидавшими проверки людьми. Большинство из них говорили о грядущем обследовании как о чем-то ужасном, судьбоносном, вызывающем дрожь в коленках. Я же была абсолютно спокойна и не понимала такой нервозности. «Ты что, а если тебе сейчас вдруг объявят, что тачка твоя в угоне или VIN перебит? – не унимался мой сосед. – Тю-тю тогда твои денежки и машина тоже – ее ведь такую на учет не поставишь…» Да, подумала я, в такой ситуации застрахован лишь тот, кто купил новый автомобиль, и к тому же у официального дилера.
Как же обезопасить себя остальным – тащить продавца с рынка на экспертизу? Мало кто на это пойдет – я, например, провела в ЭКЦ на Елизаветинском почти целый день. Надеяться на авось сегодня чревато. Наши добросовестные покупатели даже не имеют представления о многообразии способов мошенничества в этой сфере. В Европе, США, Канаде уже давно существуют схемы, позволяющие узнать прошлое машины до ее покупки. Столкнуться с трудностями после сделки или узнать о скрытых проблемах до нее – как говорится, почувствуйте разницу…
Жуткий случай
Молодой предприниматель Александр К. из Твери давно мечтал приобрести BMW X5 серебристого цвета. Продал старую машину, накопил немного денег и стал искать вариант. На сайте продаж подержанных авто выбрал пять-шесть подходящих и, взяв с собой приятеля-специалиста, отправился на авторынок в Москву. Осмотрев почти все машины, Александр отчаялся – большинство из них были либо аварийными, либо продавались через посредников. Предприниматель решил обратиться за помощью в салон подержанных автомобилей, где ему на месте предложили сразу несколько машин, гарантируя легальность их попадания в Россию. После тщательного осмотра покупатель удостоверился, что все авто в идеальном состоянии и полностью готовы перейти в его владение: маленький пробег, сняты с учета, на транзитных номерах. После того как хозяин салона предложил Александру небольшую, но приятную скидку, не было смысла затягивать с покупкой – по цене, чуть превышавшей предложения частных продавцов, автосалон предлагал практически новую машину с проверенной историей. Александр подписал договор о покупке – ключи от авто его мечты были в кармане…
Проблемы начались при попытке поставить автомобиль на учет в родном городе. У сотрудников МРЭО возникли сомнения в подлинности номерных агрегатов. После проведения экспертизы оказалось, что они изменены. В результате было возбуждено уголовное дело по статье 326 ч. 1 УК РФ (подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства). Что печальнее всего, и приятель, проверивший по просьбе Александра машину на угон, и автосалон, продавший ее с гарантией законности, говорили правду, заверяя Александра в легальности прошлого BMW. Загвоздка в том, что происхождение автомобиля было проверено только по базе данных, содержащей информацию обо всех автомобилях на территории Российской Федерации. Никто не удосужился проверить автомобиль в информационных базах Евросоюза, а ведь он был ввезен в Россию из Бельгии. Позже выяснилось, что машину подали в розыск в Италии, где ее брали напрокат. Но… от покупки Александр отказаться уже не мог – на договоре стояла его подпись, сделка была полностью оплачена. Владелец автосалона в частной беседе признал свою вину, однако возмещать ущерб наотрез отказался.
Несчастный покупатель подал в суд на продавца, но надежд на положительный исход дела у него практически не было, так как на момент продажи автосалон являлся добросовестным продавцом автомобиля. Как же так?
А схема мошенничества проста: в одном из государств Европы берется на три месяца в прокате машина. Далее перегоняется в отстойник куда-нибудь поближе к границе – Литва или Польша вполне подойдут. В Бельгии подбирают внешне похожую машину и у хозяев воруют документы. Изменить VIN – дело техники, а она, к слову, на высоте. И вот «клон» готов к продаже.
В истории Александра есть два критических момента. Пока оплачивается прокат автомобиля (или пока машина не пересекла границы, на которой серьезно поставлена работа таможенных и пограничных служб), ни у кого не возникает никаких подозрений. Но стоит только изменить один момент в этой схеме, и во время перепродажи, регистрации или даже в ходе обычной проверки на дорогах обман вскрывается. Дальнейшая судьба машины целиком и полностью в руках потерпевшей стороны, причем в данном случае это не Александр как покупатель «мутной» машины, а ее предыдущие хозяева, то есть собственники в Италии. Они имеют право требовать либо возврата авто, либо возмещения его стоимости. В обоих случаях проигравшим оказывается Александр. С правовой точки зрения получается патовая ситуация: вернуть машину или получить компенсацию нельзя, а судиться в гражданском порядке чаще всего просто не имеет смысла.
Как выяснилось, всего этого кошмара можно было избежать. На рынке появились компании, готовые предоставлять необходимую информацию об автомобиле до момента покупки. Специалисты расскажут все об истории и юридической чистоте транспортного средства из Европы, США и Канады: проведут проверку на розыск, регистрацию, повреждения, проверят прохождение автомобилем таможенной очистки в РФ, исследуют номерные агрегаты VIN на изменения, выявят места перекрашивания или обновления лакокрасочного покрытия машины даже с использованием высокотехнологичного оборудования.
По словам Павла Шевкунова, руководителя фирмы «AР-КОНТРОЛ», которая занимается проверкой легальности прошлого автомашин, доставленных из-за рубежа, юридическая чистота 37,5% проверяемых машинв России вызывает большие сомнения. Поэтому, приобретая подержанный автомобиль, стоит задуматься о его происхождении – есть риск потратить деньги впустую. Между тем «AР-КОНТРОЛ» после проведенной проверки (для которой вам достаточно вызвать представителя фирмы на рынок или в автосалон) выдает соответствующий сертификат, и, если впоследствии выясняется, что заключение было ошибочным, фирма полностью компенсирует стоимость машины. Сотрудничество с международной ассоциацией компаний подобного профиля дает уверенность в достоверности всех сведений и возможность легально получить подробную информацию о любом транспортном средстве.
В скором времени ГИБДД и другие правоохранительные органы начнут использовать усовершенствованную базу данных Интерпола по оперативному обмену информацией о разыскиваемых лицах и вещах. В результате многие добросовестные покупатели могут внезапно узнать, что ездят на автомобилях с темным юридическим прошлым.
Вы думаете, вас это не касается? Специалисты из «AР-КОНТРОЛ» описали еще несколько схем, которыми обычно пользуются мошенники, – не факт, что ваша дорогая машина не была продана по одной из них.
Схема первая
Машина приобретается в лизинг в одной из стран Европы. Договор оформляется на подставное лицо, делается первый взнос. Сразу же после этого автомобиль отправляется в другое государство, например в Россию. Автомобиль легально проходит процедуры таможни и получает ПТС. Далее он продается в любом регионе ничего не подозревающему законопослушному покупателю. Приобретение оформляется в обычном порядке и имеет все признаки легальной сделки, ведь используются настоящие номера и документы.
ГИБДД не имеет возможности проверить информацию о действительном статусе автомобиля, поэтому совершает перерегистрацию, убедившись лишь в том, что машина не числится в розыске. Неприятности возникают позже, когда лизингодатель где-нибудь в Бельгии или Франции начинает искать клиента, который вдруг исчез и перестал платить по графику. Объявляется международный розыск и транспортного средства, и клиента. Аналогичная схема работает и с автомашинами, взятыми напрокат.
Схема вторая
Используется перебивка номера шасси на краденом автомобиле. Наугад номер уже не вбивают – он несет в себе код и каждый символ имеет свое значение. Поэтому сегодня на вооружении способ трудно выполнимый, но более надежный. Злоумышленники покупают разбитую, идентичную ворованной, но «чистую» машину. Из нее вырезается часть кузова, содержащая номер шасси, и вваривается в украденную машину. Подобные переделки иногда сложно выявить даже на сверке номеров в МРЭО – для этого необходимо разобрать полмашины или использовать дорогостоящее оборудование.
Схема третья
На краденый автомобиль набивают идентификационные номера, присвоенные на заводе одной из легальных машин. Затем на ворованное авто подделываются документы, содержащие легальные данные. Таким образом по Европе разъезжают машины-двойники, главное, чтобы они находились в разных странах.
Комплексная проверка происхождения и легальности ввезенного из-за рубежа транспортного средства, исследование идентификационных номеров (VIN) на изменение, определение скрытых повреждений, установление его объективной рыночной стоимости стоит порядка восьми тысяч рублей. Думаю, это совсем не те деньги, которые порой теряют покупатели «паленых» авто.