Школа кентавров

Школа кентавров

Как показывает милицейская статистика, более 80% случаев мотоаварий происходит во время прохождения мотоциклистами поворотов. И всегда один и тот же вердикт в милицейских протоколах: не справился с управлением.

По этой причине я и решил подсказать собратьям по увлечению, как легче справляться с мотоциклом во время прохождения поворота, если возникла критическая ситуация.

Что будет, если при вхождении в поворот со всей, так сказать, дури открыть газ? А если резко сбросить газ в середине поворота? Как ни странно, в обоих случаях вас ожидает одно и то же: мотоцикл вынесет из поворота. Быть может, многие будут сомневаться насчет второго случая, тем не менее поверьте моему 30-летнему опыту. Если вы, внезапно испугавшись, резко сбросите газ в середине поворота, единственный способ спасти ситуацию – выруливание. Поскольку на ведущее колесо в этот момент мотор воздействует слабо, вырулить будет очень трудно. В любом случае уход с траектории (вылет) для мотоциклиста будет опасной ситуацией на дороге и может закончиться трагедией. Вспомните – когда в повороте мотоцикл начинает сносить наружу, вы мгновенно превращаетесь в напряженный комок мышц: угол зрения сужается, тело сковано – вы изо всех сил пытаетесь удержать мотоцикл. Слишком много, равно как и слишком мало газа могут привести к печальным последствиям. Предлагаю поискать золотую середину.

Много

Открыв газ на полную, вы придадите мотоциклу большую скорость и большую центробежную силу. Вам придется наклонить байк еще сильнее, уменьшая пятно контакта и устойчивость на дороге. Вдобавок, резко добавляя газ, вы дополнительно нагружаете заднюю подвеску, она становится менее чувствительной, а мотоцикл – менее послушным.

Мало

При уменьшении газа большая часть нагрузки идет на переднюю вилку, которая становится жесткой, что значительно ухудшает управляемость мотоцикла – а ведь именно она так необходима в поворотах!

Золотая середина

Секрет хорошей управляемости в повороте достаточно прост – обращайтесь с ручкой газа нежно, не допускайте рывков на протяжении всего виража.

Самая частая ошибка – открывать газ только после прохождения точкиизлома поворота. Но со сброшенным газом пройти поворот еще труднее, поскольку тогда более половины веса приходится на переднюю вилку. Вдобавок, если вы не хотите отстать от остальных, на выходе придется резко добавить газ, чтобы компенсировать потерю скорости, и риск вылететь с дороги многократно возрастает. Газ должен быть открыт на протяжении всего поворота.

Это не значит, что надо откручивать на всю катушку, достаточно нескольких миллиметров хода ручки на входе в поворот. А уж потом можно плавно открывать газ – тогда на выходе не придется резко ускоряться, компенсируя потерянную скорость.

Не стремитесь пройти поворот с неподвижной ручкой газа.

Дело в том, что, даже если вы не сбросили газ, мотоцикл все равно замедляется, а это снова нагрузка на переднюю вилку. Если добавить хоть немного газа, вилка разгружается, распределение веса снова нормальное и поворот проходится без проблем. Чтобы прочувствовать все тонкие моменты, очень полезно ездить и зимой, ведь именно на скользкой дороге важно четко контролировать ручку газа, так как любое резкое движение может досрочно закончить поездку.

Если заднее колесо «подрезало»

Конечно, мотогонщики и продвинутые байкеры могут пройти поворот со срывом обоих колес, но остальным достаточно слегка поскользнуться, чтобы потом стоять на обочине с бешено колотящимся сердцем и благодарить всевышнего за то, что на встречной не было грузовика. Чаще такое бывает в холодную погоду на задубевшей резине или при входе в поворот на высокой скорости во время дождя. Инстинкт самосохранения в этом случае заставляет большинство из нас закрыть газ. И это самое худшее, что можно предпринять в такой ситуации. Ведь из-за потери скорости заднее колесо разгружается, шанс снова обрести сцепление с дорогой становится мизерным. В дождь, закрыв газ при сорванном заднем колесе, вы просто упадете, ведь дорога-то скользкая! В этом случае повреждения водителя и мотоцикла минимальны (если, конечно, вы не встретите препятствий в полете). А вот при нормальных погодных условиях все может быть гораздо увлекательнее. На сухой дороге резина, потеряв сцепление из-за песочка, изношенности или в силу еще каких-нибудь причин, может внезапно снова обрести его, зацепиться. Вот тогда и начнется: задняя подвеска внезапно окажется нагруженной, и далеко не по-детски, при этом мотоцикл наклонен (вы же поворачиваете!). Когда же подвеска сработает на отбой, байкера ожидает крепкий пинок под зад, а сам байк – шикарный расколбас. Далее возможны два варианта: худший – вас выкинет из седла, а мотоцикл, сплясав зажигательную джигу, исполнит сальто (максимум повреждений вплоть до самого печального). Более гуманный вариант – родео: мотоцикл под вами пляшет и скачет, а вы пытаетесь на нем усидеть. Если это удастся, честь вам и хвала, если нет – смотри предыдущий вариант.

Три способа справиться со срывом

1. Зафиксируйте газ. Это не даст мотору набрать обороты из-за возросшей скорости вращения колеса, и рывок при возвращении сцепления с дорогой будет мягче. Сделать это трудно, поскольку инстинктивно вы попытаетесь сбросить газ.

2. Сбрасывайте газ МЕДЛЕННО. Конечно, вероятность расколбаса велика, однако, поскольку вы контролируете колесо мотором, шансы справиться значительно больше, чем при резком сбросе газа.

3. Добавьте газа. Но делать это можно только в том случае, если вы можете уменьшить угол наклона. Пятно контакта увеличится, и сцепление с дорогой улучшится. Далее можно смело добавить газ, но плавно, без рывков. Этот прием хорош как на выходе из поворота, так и в процессе уменьшения угла наклона на входе.

Вот вроде бы и все мы с вами разобрали, осталось только правильно и вовремя применять полученные знания. Кстати, думаю, и автомобилисты могут для себя почерпнуть из этого коечто полезное.

Подпишитесь на «За рулем» в