Колыбель воронежского автобизнеса
Автомобильный рынок Воронежа знают не только в городе – это крупнейший торговый центр, откуда автозапчасти расходятся по всем городам Черноземья. Когда-то он был вне конкуренции, потом уступил немалую часть своих клиентов магазинам, однако и сейчас его значение трудно переоценить.
О прошлом, настоящем и перспективах этой своеобразной колыбели воронежского автобизнеса рассказывают люди, чья деятельность связана с «Северным» напрямую.
Олег Черкасов, директор авторынка «Северный»:
– Официально рынок в Северном районе появился около 15 лет назад. До этого торговали в самых разных местах – от оврагов до гаражных кооперативов. Такой бизнес считался тогда спекулятивным, и люди, отважившиеся на частное предпринимательство, выкручивались как могли. Когда ситуация в стране изменилась, наша команда потихоньку, с маленькой площади, начала создавать предприятие.
С самых первых дней и до настоящего времени основной состав сотрудников остается неизменным. По новому Закону о розничных рынках мы выступаем как управляющая компания ЗАО «ЛОТ».
Вначале рынок представлял собой некое стихийное образование. Кто где хотел – там и стоял, чем хотел – тем и торговал. Со временем работу упорядочили – упразднили уличную торговлю (так называемые развалы), оборудовали торговые точки.
К 2010 году надеемся исключить и другие недостатки. Например, по закону будет полностью прекращена торговля с машин и с земли, а рынки в основной своей массе станут крытыми. Это сопряжено для нас с определенными трудностями. В частности, в крытых павильонах проблематично разместить крупногабаритные объемные грузы. Поэтому мы планируем построить специальные помещения, ангары, спецсклады, оснащенные специальными погрузочными механизмами. То есть стараемся создавать приемлемые условия как для наших арендаторов, так и для покупателей.
Когда-то на рынке работали около 130 предпринимателей, сейчас их число увеличилось в несколько раз. По договорам аренды торгуют от 600 до 1000 человек.
Торговые точки на нашей территории имеют и некоторые владельцы крупных автомагазинов, ведь все они, как правило, начинали свой бизнес именно с авторынка.
На прилавках представлен широчайший спектр самых различных товаров, начиная от известных брендов и заканчивая «аналоговыми» запчастями, которые стоят дешевле, но по техническим характеристикам практически не отличаются от фирменных. От подделок, конечно, никто не застрахован, однако мы стараемся бороться с появлением некачественной продукции. Арендаторы, которые продали фальсифицированный товар, сначала получают строгое предупреждение, в повторном случае (что является нарушением правил торговли) мы расторгаем договор.
В автосалонах и на комиссионных площадках можно приобрести автомобиль любой марки отечественного или импортного производства – как новый, так и бывший в употреблении.
Для удобства покупателей и продавцов с 1989 года на нашей территории существовало отделение ГАИ. За счет собственных сил и средств мы содержали спецтехнику и оргтехнику. В настоящее время пункт ГИБДД закрыт. Я пока не могу сказать, временная это мера или пункт будет окончательно упразднен. Отсутствие возможности уладить все бумажные дела на месте сильно усложнило работу, связанную с переоформлением машин.
На сегодняшний день авторынок «Северный» – один из крупнейших в Центрально-Черноземном регионе. Во вторник, среду, четверг и пятницу (оптовые дни) к нам приезжают коммерсанты из Липецка, Ростова, Белгорода, Курска и других городов. Мало кто знает, что уже два года по вторникам у нас работает крупный меховой оптовый рынок, на котором представлены практически все виды меховых изделий: шкурки, шапки, заготовки.
Второй год подряд на территории «Северного» проводятся этапы всероссийских соревнований по автотюнингу и автозвуку. В 2006-м это мероприятие собрало около 15 тысяч зрителей, а в прошлом году – уже около 25 тысяч.
Наша деятельность не ограничивается только авторынком. На левом берегу мы создали масштабный комплекс по ремонту автомобилей, работают несколько автоэвакуаторов и служба такси.
Мы стараемся предоставить автовладельцам весь спектр автоуслуг.
Вячеслав Тутельян, директор магазина «Автолайф»:
– Мы на рынке уже 14 лет. Начинали, когда еще не было ЗАО «ЛОТ». Торговали с земли, с машин. Через некоторое время появились тряпичные палатки, потом построили киоски. Наша организация принимала активное участие в освоении рыночной территории. На наши средства возводились практически все строения, которые вы сейчас можете видеть. Впоследствии затраты компенсировались арендной платой. Когда появилась возможность, открыли магазин на первом этаже небольшого двухэтажного здания. Со временем ассортимент товара увеличился, и мы сделали еще один торговый зал на втором этаже. У нас семейный бизнес. Сначала торговлей занялся старший сын, а теперь и младший работает на рынке.
Нашими основными направлениями всегда были акустика и сигнализации. Раньше крупные партии товаров привозили из Эмиратов – в те далекие времена акустики как таковой в регионе еще не было. Можно было купить только антенны, приемники и прочую мелочь. Сейчас у нас самый большой в городе ассортимент: представлена аппаратура самых известных мировых брендов. Кстати, кроме магазина на авторынке мы открыли магазин на улице Димитрова. Фирма растет и развивается, с 2007 года начала работу сертифицированная гарантийная мастерская, скоро откроются склады и еще один сервисный центр. Наш оптовый склад обслуживает все Черноземье. Предпринимателям из Липецка, Курска, Орла и Белгорода нет смысла ехать в Москву – они приезжают к нам, потому что цены у нас такие же. К тому же мы обеспечиваем бесплатную доставку во все ближние города.
Особое внимание уделяем кадрам – человек «с улицы» к нам на работу не попадет. Очень важно, чтобы продавец хорошо разбирался в товаре, и обычного знания названий и «что куда подходит» недостаточно. Так что новичков принимаем только по рекомендации сотрудников, все проходят обязательную стажировку.
Если вы покупаете у нас комплект оборудования на сумму более 10 тысяч, то получаете дисконтную карту. Карта неименная, ее можно передать другу или просто знакомому. Это удобно и выгодно как нам, так и покупателям – разница при покупке по дисконтной цене приятно удивляет. Такая практика работы с клиентами очень хорошо себя зарекомендовала на протяжении нескольких лет.
Покупатели приходят на авторынок, потому что здесь можно купить все в одном месте. Причем товар, как правило, хорошего качества и по приемлемой цене. Ни одному магазину не предоставить такого ассортимента. Кроме того, есть и целый ряд дополнительных услуг. Мы, например, осуществляем не только продажу и гарантийное обслуживание, но и установку аппаратуры. На установочном комплексе, который находится здесь же, на рынке, квалифицированные специалисты выполнят работу любой сложности.
Для предпринимателей основная особенность торговли на авторынке заключается в том, что торговая площадь продавцу не принадлежит. Все, что вы видите, – это собственность рынка, продавцы являются арендаторами. Мы, как и все, кто здесь торгует, тесно связаны с перспективами рынка. Если дирекция ЗАО «ЛОТ» планирует расширение, то соответственно мы тоже будем расширяться. Малому бизнесу выжить непросто, надо постоянно следить за ценами, быстро подстраиваться под меняющийся рынок, но благодаря этому создается здоровая конкуренция. Существуют общие тенденции строительства огромных торговых центров, но в нашем сегменте я пока не ощущаю сильного движения в эту сторону.
Сергей Шевченко, продавец авторынка «Северный»:
– С появлением автомагазинов покупатели разделились на две категории. Одни стараются покупать запчасти в магазинах (в основном это молодое поколение), другие продолжают ходить на рынок, иногда даже не из соображений экономии, а просто по привычке. Объективная картина такова: с появлением магазинов покупателей на авторынке стало меньше. Однако всем пока хватает.
Чего у рынка не отнять, так это разнообразия и гибкости цен. Некоторые магазины имеют настолько большой ассортимент товара, что могут покрыть треть рынка, но охватить все нет возможности ни у кого. Кроме того, есть такие вещицы, которых в магазинах вообще не найдешь, а на рынке эту мелочь можно купить отдельно. Вдобавок на авторынке выше вероятность получить действительно квалифицированную консультацию. Многие торговцы, до того как судьба привела их на рынок, работали механиками. В смутные времена жизнь заставила торговать и главных инженеров, и военных, и профессоров, и доцентов. Но дело даже не в образовании. Профессионализм, вот что главное! Двадцать лет отработал слесарем, потом механиком, мастером, а потом на рынок, вот и получается суперквалификация.
Считается, что простой продавец гарантию на товар дать не может. Это неверно. Продавец несет ответственность за некачественный товар. У нас все, как в магазинах, у каждого висит бейджик. Мы только кассовые чеки не выдаем, но товарные выдавать обязаны. Если деталь стоит приличныхденег, то покупатель даже может потребовать расписку. Репутация продавца – важная составляющая удачной торговли. Кроме того, у каждого есть постоянное место, и никто не хочет проблем с администрацией. Наш ряд на рынке называют «шоколадным». Так исторически сложилось, потому что когда-то он был самый первый на рынке. Некоторые не любят ходить по рынку, а предпочитают покупать все сразу и желательно в одном месте. В этом году можно было цену поднять повыше. Сейчас все по-другому. У нас цены такие же, как везде. Недалеко от меня торгует человек, у которого вообще большинство позиций выставлено по оптовым ценам.
Возможно, в будущем на рынке могут построить крышу, скорее всего, увеличат аренду; многие уйдут, но как явление рынок не исчезнет. Даже в таких развитых странах, как Германия, Бельгия и Норвегия, рынки продолжают существовать. Авторынок еще более живуч, чем вещевой. Вещи выходят из моды, а железка и через десять лет будет такой же железкой, если, конечно, не поржавеет...