Как там на трассе?
Закончилась командировка в одну из столиц Уральского региона, пора возвращаться домой. Дальний путь нам не в новинку, но в эти дни все только и говорили, что о непростой обстановке на дорогах. Один из провожающих посочувствовал: «У вас в Поволжье, от Чебоксар до Самары, то ураган летом, то зимой снегопад чрезвычайный». Другой вспомнил о телевизионном сюжете, сообщавшем о шквалистом ветре, высоченных сугробах, занесенных дорогах на всей территории Татарстана. Третий рассказал о своих земляках, которые предпочли автомобильному транспорту железнодорожный...
В путь мы отправились 25 января в пять часов вечера и поначалу никаких примет чрезвычайной ситуации не наблюдали – обычная зимняя дорога. Вот уже и первые татарстанские пункты остались за спиной. Итут мы выехали на трассу М7... Сначала начали попадаться застывшие на правой обочине фуры, которые затем сложились в цепочку из нескольких сотен звеньев – водители-дальнобойщики сочли разумным заночевать и дождаться утра. Мы насчитали три сотни большегрузов и сбились со счета. А слева, на встречной полосе, то фура, ушедшая в кювет, то оторвавшийся от седельного тягача прицеп, то водитель, который при свете переноски или факела чинит вышедшую из строя машину.
Не могу сказать, что мешали заносы: за прошедшие после снежной бури сутки неплохо потрудились снегоуборочные машины. Местами, на взгорьях, поверхность асфальта была абсолютно чистая, ехать бы и ехать. Некоторые водители легковушек и малотоннажного транспорта вспомнили свои городские привычки – смело шли на затяжной обгон трех-четырех машин сразу и даже выезжали для этого на встречную полосу. Но километрах в пятнадцати от моста через Вятку поток резко замедлился, автомобили ползли со скоростью метра два в минуту, а затем и вовсе остановились.
Сначала все думали, что это ненадолго – было известно, что казанское направление открыли и для въезда, и для выезда. Да и автомобили автоинспекции с проблесковыми маячками одна за другой мчались к месту затора. Через час водители стали выходить на дорогу, чтобы узнать последние дорожные новости. Самые нетерпеливые дошли аж до подступов к речной переправе. Одиниз них прошагал километров пять по встречной полосе, пока его не согнали оттуда машины – их водители, вырвавшись из пробки, давили на газ. Пришлось любопытному перейти дорогу. И там он присоединился к группе сотрудников ГИБДД и водителей.
Вот где центр новостей, которые не сообщит никакое коммерческое авторадио! А новостей оказалось много: на мосту столкнулись две фуры – отсюда и затор; водители-уральцы почти семь часов простояли на подъезде к Набережным Челнам; на ульяновской трассе большегрузы стояли около полутора суток; частично закрыта оренбургская трасса, и гаишники зарабатывают на тех, кому разрешают проехать. Я подумал: «А почему бы не поставить машину с громкоговорителями и не сообщать людям обо всем, что происходит на трассе? И где дежурные бульдозеры, которые могут тянуть любую машину?»
Досталось в эти дни не только водителям, но и сотрудникам автоинспекции, которые на эту трассу прибыли из всех близлежащих городов. Один из них рассказал, что вторые сутки подъем для них в пять утра, отбой в три ночи. Один из водителей заметил: «Не все же вам сидеть в придорожных засадах!» Ответ гаишника: «Ну, марийский друг, ты тут часто ездишь, я твои номера помню. Еще встретимся...» – потонул во всеобщем хохоте. Повеселили и пассажиры соседнего автобуса, направлявшиеся на свадьбу, – праздновать радостное событие они начали задолго до назначенного срока.
Ожидание растянулось на четыре часа, поток машин двинулся только после полуночи. Дальнейший путь прошел без особых осложнений, заминок почти не было – дороги расчищены до приемлемой ширины, посыпаны песком, осадки прекратились, ветер, преимущественно боковой, ослаб.
Удивил дорожный милиционер, остановивший машину на казанском КПП и спросивший: «Что там на трассе?» А еще он поинтересовался, пристегнут ли пассажир. Ну, думаю, значит, дорожная обстановка нормализуется.
Интересно, что, пока мы возвращались с Урала в Казань, снежная буря пропутешествовала в противоположном направлении.