«Тигр» в строю и на гражданке

«Тигр» в строю и на гражданке

Сев писать этот материал, я всячески пытался уйти от сравнения «Тигра» с Hummer Н1, но так и не смог. По функциональному предназначению и тот и другой является многоцелевым военным автомобилем. Но вопреки всеобщему убеждению «Тигр» вовсе не был «срисован» с Hummer.

История этой машины небезоблачна. В конце 90-х ОАО «ГАЗ» получило заказ от министерства обороны Арабских Эмиратов. Непосредственно проектированием машины занимался ГАЗ и нижегородская инжиниринговая фирма ПКТ. Арабы не скупились, и проект продвигался быстро. В результате получился весьма неплохой автомобиль, причем его конструкция позволяла без труда монтировать несколько типов кузовов. «Тигр» заказчикам понравился, но что-то не заладилось, и ОАЭ от него отказались.

ГАЗу ничего не оставалось, как доработать машину под требования Российской армии. С технической точки зрения «Тигр» – интернациональный автомобиль. Двигатель – Cummins, коробка передач либо чешская механическая Praga, либо «автомат» Alison. Раздаточная коробка и подвеска российские. Интересно, что последняя практически без изменений перекочевала с БТР. Такой винегрет вполне логичен – выбирались самые надежные комплектующие.

В арсенале «Тигра» есть все, что подобает иметь настоящему армейскому «проходимцу»: мощная пространственная рама, постоянный полный привод, блокировка межосевого дифференциала, самоблокирующийся межколесный дифференциал. Колеса, разумеется, с системой автоматической подкачки шин, а барабанные тормозные механизмы герметичны. Автомобиль к тому же многоцелевой: заказчик может выбрать любой из четырех типов кузова.

Признаюсь честно: садиться за руль этого 4-тонного чудовища было страшно. Однако не попробовать тоже нельзя. И, перекрестившись, я вскарабкался в кабину. Салон оказался на удивление уютным. Разумеется, без вычурных дизайнерских штучек, дорогих материалов и хитроумных «гаджетов». Все органы управления под рукой, а между передними сиденьями огромный тоннель. Его, пожалуй, можно использовать как стол. Приборы, дефлекторы и блок управления климатом перекочевали с отечественных автомобилей. Руль установлен практически вертикально.

От обзорности этого броневика ожидать ничего хорошего не приходится – закон жанра.

Первая передача, газ, машина срывается с места с пробуксовкой, двигатель моментально выходит на 2500 об/мин и тут же... перестает тянуть. Вторая, третья… Оперировать длинноходным рычагом легко и удобно. Замечательно. Не понравились разве что тормоза – педаль требует небольших усилий, но дозировать давление в тормозной системе с непривычки не получается. Нажимаешь, а реакции никакой. Давишь дальше – опять никакой реакции. Утапливаешь почти в пол, и машина резко встает на месте. Такая «информативность» может сыграть злую шутку на бездорожье. Хотя привыкнуть к тормозам можно за пару дней.

Длинные ходы подвески (порядка 300 мм) вкупе с внушительным клиренсом в 400 мм и почти отсутствующими свесами наделяют «Тигра» недюженными внедорожными способностями. Ну а о сумасшедшей энергоемкости торсионной бэтээровской подвески и вовсе ходят легенды.

Удивил комфорт «Тигра» на ходу. По грунтовке можно нестись под сотню, а в салоне лишь небольшая тряска. Более-менее серьезные неровности внедорожник преодолевает почти незаметно.

«Ну и что с того? – скажете вы. – Кому нужен этот броневик?» Ответ прост. Аудитория потенциальных покупателей огромна. Ну, во-первых, это, конечно же, государственные органы. Ведь недаром конструкция «Тигра» предусматривает бронирование. Уже немало таких автомобилей трудится во внутренних войсках, а в придачу совсем недавно он был официально поставлен на вооружение в Российскую армию.

Во-вторых, интерес к этой машине немал со стороны предприятий добывающей промышленности. Ну а в-третьих, это простые гражданские клиенты. Вернее, не совсем простые, а весьма состоятельные.

В плане дополнительных опций для «Тигра» нет ограничений. По желанию можно заказать автоматическую трансмиссию, кожаный салон, различные варианты исполнения интерьера, несколько моделей кондиционеров, ABS, DVD, электростеклоподъемники, внешний тюнинг, лебедку и т.д. Так что за ценник на это русское чудо перед состоятельными друзьями тоже стыдно не будет. Цены на «Тигр» начинаются от 2 300 000 руб.

Подпишитесь на «За рулем» в