Чрезвычайный транспорт

Чрезвычайный транспорт

Наверное, нет более благородного и важного дела, чем спасать человеческие жизни. Не случайно службы МЧС всегда пользуются большим уважением. Любой вменяемый водитель уступит дорогу летящим на вызов машинам спасателей – их работа в наше время невозможна без специализированной автомобильной техники. О том, какая это техника и как именно ее используют в Воронеже, рассказывают специалисты.

Бартенев Андрей Николаевич, заместитель начальника спецчасти № 15:

– Основной «рабочей лошадкой» у пожарных является а в т о ц и с т е р н а н а б а з е

ЗИЛ-433114, которая предназначена для доставки на место пожара личного состава и запаса огнетушащих средств – воды и пенообразователя.

Именно этот автомобиль с 3 т воды в цистерне и 190 л пенообразователя в баке первым выезжает на любой пожар. Наличие двух стволов высокого давления позволяет эффективо бороться с огнем, а относительно небольшие габариты делают его удобным при движении в межквартальных проездах, при ликвидации пожаров в частном секторе. Ведь там нет необходимости задействовать большие силы, но очень важна маневренность. В Воронеже, как известно, таких мест достаточно много. В комплекте нашей главной боевой единицы запас рукавов, стволов, веревок, шанцевый инструмент, штурмовая лестница – до 50 наименований пожарно-технического вооружения. Автомобиль может заправляться водой прямо у места пожара от уличной водопроводной сети. Шасси ЗИЛ выбрано для городской специфики эксплуатации. В сельской местности по понятным причинам используют полноприводные шасси, а две пожарные части, охраняющие авиазавод, – КамАЗы, у которых на борту до 8 т воды и пенная гребенка.

В случае аварийной посадки или возгоран ия на аэродроме она позволяет подключить сразу несколько пеногенераторов и залить всю взлетную полосу. На крупных пожарах, когда работает одновременно много расчетов, а также при проведении спасательных операций и ликвидации чрезвычайных ситуаций используется автомобиль связи и освещения АСО-8 на базе ГАЗ-66. Это основной автомобиль для организации связи с боевыми участками, центром управления и штабом.

Если чрезвычайное происшествие произошло где-то за городом (например, снежные завалы на ростовской трассе, лесные пожары в области и т.д.), когда требуется связь на расстояние более 2 км, этот автомобиль незаменим. Он оборудован не только многоканальными радиостанциями с выносными антеннами на мачтах, но и телефонным коммутатором. То есть можно подключиться к «шкафам» городской телефонной сети в любом районе – на борту есть городской телефон с присвоенным номером. Цифра 8 в названии указывает на автономный дизельный генератор мощностью 8 кВт, питающий три выносных прожектора и еще два на мачтах, которые освещают место чрезвычайного происшествия в ночное время. Его генератор использовался однажды и при нештатной ситуации в Управлении МЧС – аварийно отключилось электричество и машина обеспечивала бесперебойную работу центра приема звонков.

Важна и система громкого оповещения на крыше машины.

В обстановке шума и грохота при разборе завалов, тушении крупных пожаров не всегда есть возможность докричаться до людей по рации. Та самая минута молчания, когда все работы останавливаются для того, чтобы услышать малейшие шорохи под завалом, объявляется тоже с его помощью.

По громкой связи отдаются и другие команды – так, например, при тушении пожаров на нефтехранилищах через громкую связь объявляется пенная атака. Из круга, где располагается штаб, подается команда на одновременную подачу огнетушащего состава с разных сторон.

Незаменимым при разборе поврежденного транспорта на крупных ДТП является аварийно-спасательный автомобиль на базе КамАЗа. На его борту есть аварийно-спасательный инструмент: всевозможные кусачки, домкраты, ножницы для извлечения пострадавших из покореженных автомобилей, а также дизель-электрическая станция мощностью

16 кВт. Но, пожалуй, самое интересное – сзади у этой машины гидравлическая «рука»-манипулятор. В центре Воронежа, в районе косогоров ВГУ, в кювет улетела «Газель». С помощью этой «руки» спасатели выдернули машину, как морковку, – тяговое усилие у нее до 2,5 т. Данное гидравлическое устройство способно также поднимать груз до 900 кг. Это очень помогло водной из аварий в районе Северного авторынка летом 2006 года. КамАЗ с прицепом, груженный бетонными блоками, при повороте с улицы Антонова-Овсеенко на улицу Хользунова перевернулся и придавил грузом несколько легковушек. С помощью оперативно прибывшего на место аварийно-спасательный автомобиля машины растащили. Для растаскивания габаритного транспорта применяется лебедка с тяговым усилием 3,5 т и длиной троса 60 м.

В единственном экземпляре в Воронеже существует коленчатый подъемник Bronto Skylift. Финская фирма Sisu построила его на базе американского горного тягача с двигателем Cummins. Подъемник грузоподъемностью 400 кг оборудован лестницей длиной 52 м. Он может доставить трех пожарных со снаряжением непосредственно к очагу пожара в высотном здании до 20-го этажа. Таких зданий в городе немного – например, Дом пограничников, новый корпус ВГУ в районе Пушкинской улицы. В люльке этого подъемника есть как пистолетный ствол для работы пожарного, так и мощный лафетный, способный подавать 60 л воды в секунду. В случае перегруза или угрозы опрокидывания сработает автоматическая защита, и люльку можно будет опустить с резервного пульта внизу. Кстати, сейчас уже на стадии проектирования высотных зданий планируются разворотные площадки для пожарной техники, так что даже такому четырехосному гиганту есть где развернуться.

Ровесник S i s u B ront o Skylift – пожарная поворотная лестница на шасси Mercedes серии SK. В 1994 году, построив для российских военных городок в Северном районе, немцы позаботились и об их безопасности. Нашему городу подарили «умный» автомобиль для спасения людей с высоты до 53 м. Автоматическая система выбирает плотность почвы для выдвижения аутригеров (гидравлические упоры по углам кузова) и с их помощью сама заставляет автомобиль занимать горизонтальное положение на уклонах и нетвердых грунтах. Вместе с лестницей смонтирована подъемная платформа – своеобразный лифт для двух человек, который достигает высоты 16-го этажа за 90 секунд.

За годы работы этот автомобиль заслужил только хорошие оценки со стороны пожарных, как и его лестница фирмы Мetz. И.о. начальника части Сергей Алексеевич Севастьянов:

– Даже если сравнивать эту машину с Sisu, Mercedes порезвее на ходу, проще в управлении за счет электронной КП. При этом надежность выше всяких похвал. На финскоамериканской машине изредка возникали проблемы, например требовали замены подшипники, «немец» же не доставляет абсолютно никаких хлопот.

Об отечественной технике тоже можно сказать много хорошего. Пожарно-спасательный автомобиль на шасси «Урал-43206» предназначен для доставки к месту аварии или пожара личного состава и огнетушащих средств. Находящееся на борту аварийноспасательное оборудование позволяет в кратчайшие сроки эвакуировать пострадавших из поврежденного автомобиля.

Разнообразный гидравлический инструмент разрезает стойки, разжимает проемы дверей в первые минуты прибытия на место ДТП. У такой машины повышенные требования к динамике и маневренности. Дизель ЯМЗ-236 (V-образный 6-цилиндровый двигатель от МАЗа объемом 11 л и мощностью 180 л.с.) оснастили турбонаддувом. Полностью загруженный, с 3,5 т воды, автомобиль развивает скорость до 80 км/ч, а на пустом можно даже погоняться с некоторыми моделями «Жигулей». Правда, подвеска зависимая, но зато автомобиль очень маневренный. При длине 7365 мм радиус поворота – 10,5 м. Я сам, работая за рулем этой машины на лесных пожарах, был поражен ее проходимостью. Вроде бы две оси похуже в этом плане, чем три ведущих моста обычного «Урала» или ЗИЛ-131, но, даже провалившись по ступицы в торфяниках, автомобиль уверенно продолжал идти вперед. Привод здесь, разумеется, полный, крутящий момент 667 Н.м разделяется между передней и задней осью в отношении 1:2.

При работе на ДТП он универсален – одновременно можно заливать пеной перевернувшийся бензовоз и спасать людей из покореженных легковушек с помощью пилы«болгарки». Машины, пришедшие к нам с миасского завода, снабжены автономным отопителем в кабине, так что зимой спасенных водителей можно сразу и отогреть. Кстати, качество сборки миасских машин изумительное. Правда, они в такой комплектации и стоят недешево – около 6 млн. руб., а тот же ЗИЛ-цистерна – всего 2,5 млн. руб. Машина может взбираться на 30-градусные подъемы с полной загрузкой, преодолевать броды глубиной 1,2 м. Проходит везде, даже там, где застревают трехосные ЗИЛ-131.

Естественно, все спецавтомобили оснащены радиостанциями, спецсигналами, есть на них и индивидуальные приборы дыхания, которые обеспечивают работу пожарных в задымленных подвалах до двух часов. Вообще, необходимость в особой технике, тех же высотных лестницах, возникает нечасто. (Например, пригодилась она при тушении чердачных помещений в ДК Кирова или на недавнем пожаре в 16-этажном доме на Южно-Моравской, 19.)

В большинстве случаев хватает обычных 30-метровых автолестниц на базе ЗИЛ-130. Интересно, что в части до сих пор служит «ветеран» – первый в стране спасательный автомобиль, который сотрудники сделали своими руками в 70-е годы. На нем установлен компрессор еще 1953 года выпуска для питания сжатым воздухом различного инструмента. Этот ЗИЛ до сих пор иногда используется спасателями, хотя в наличии есть куда более современная техника.

Подпишитесь на «За рулем» в