Американский пациент

Американский пациент

Японские авто из Америки давно отвоевали солидную нишу на нашем вторичном рынке. Различные модели Nissan, Mitsubishi, Toyota, Lexus, Infiniti сборки USA пользуются устойчивым спросом, оно и понятно: полная комплектация, левый руль, приемлемые цены благодаря падающему курсу доллара… Казалось бы, покупай и радуйся. Увы, как рассказали нам мотористы одного из техцентров столичной сети Japancars, в последние годы «американки» с пугающей периодичностью преподносят некий малоприятный сюрприз…

Два симптома одного заболевания

Как-то в техцентр обратился владелец Toyota Highlander – свежекупленной, без пробега по России. Никаких проблем с авто не было, хозяин для самоуспокоения решил заехать на диагностику. Выяснилось, что успокаиваться рано: судя по пробегу, 3-литровый мотор 1 MZ V6 давно нуждается в замене ремня ГРМ. Приступив к процедуре, специалисты впали в ступор – на внутренней части клапанной крышки они обнаружили сантиметровый слой закоксованной смеси, по структуре напоминающей асфальт! Естественно, владельцу сообщили об этом. На вопрос, как быть, предложили пока поездить, регулярно контролируя уровень масла. «Если же начнет активно подъедать, мотор нужно будет вскрывать»… Ровно через месяц Highlander вновь появился у ворот сервиса, но уже на «галстуке» – двигатель застучал. Оказалось, что прямиком из техцентра владелец отправился на промывку мотора, после которой автомобиль проехал всего 300 км.

Другой случай еще интереснее. Mitsubishi Montero (известный в России и Японии под именем Pajero) с 3,5-литровым мотором 6G 74 V6 уже активно подъедал масло – порядка 3 л на 1000 км. Владелец обратил внимание на сизый дым из выхлопной трубы. К удивлению мотористов под клапанными крышками все было чисто. Двигатель выглядел ухоженным. От предложения косметического ремонта за 60 тыс. руб. хозяин Montero отказался... Вернулся же он, проехав еще 500 км. Вы, наверное, уже догадались, что причиной вторичного обращения в сервис стал пресловутый стук 6G 74 V6. После демонтажа двигателя специалисты пребывали в шоке: в поддоне оказались две сливные пробки! Первая мысль о свежем ноу-хау от Mitsubishi сразу развеялась, когда сняли поддон. Вторая сливная пробка была делом рук продавцов. Предприимчивые хозяева просверлили через поддон дырку в забившемся маслоприемнике, возобновив доступ масла к деталям двигателя. Естественно, лишь на короткое время. Полная разборка мотора выявила наличие того же самого «асфальта» во всех масляных трубопроводах.

Причины

По неофициальной статистике, в группе риска такие японские моторы, как 1 MZ V6 (3 л), 3 MZ V6 (3,3 л), VQ 35 V6 (3 л), 6G 72 V6 (3 л) и 6G 74 V6 (3,5 л). По крайней мере, на сегодняшний день именно у них была обнаружена американская «асфальтовая болезнь». Почему моторы коксуются? Все указанные выше двигатели живут долго и счастливо на синтетическом масле 5W30. Даже если использовать синтетику с другими характеристиками или затягивать с регулярной заменой масла, ничего подобного с ними не происходит. Откуда же в таком случае взялся «асфальт» в моторах американских Infiniti FX 35, Lexus RX 300, Mitsubishi Montero и Toyota Highlander? В той же России нужно очень постараться, чтобы за три года убить новый японский автомобиль, что уж говорить о США!

Все дело в том, что американские водители предпочитают экономить на техобслуживании. Машины там меняют часто, через 3–4 года, и многие владельцы считают визиты в официальный сервис бессмысленной роскошью. Японские моторы, безусловно, живучи и неприхотливы, но при этом высокотехнологичны и требовательны к качеству масла. Важен и тот факт, что на высоких оборотах «объемные» двигатели склонны его подъедать. Пусть и в небольших количествах, но все же. Представьте теперь себе ситуацию, когда на обычной американской АЗС, проверив уровень масла, вам предлагают долить до необходимого. Конечно же, вы не откажитесь. Никто не откажется. Вопрос только, что доливать. Из-за скаредности янки, например, 1 MZ V6 вместо синтетического 5W30 может получить добрую порцию минералки Texaco; и так в течение трех лет службы! Нетрудно представить себе, какая гремучая смесь образуется в двигателе спустя 60 тыс. миль пути…

История болезни

Как протекает в России американская «асфальтовая болезнь»? После покупки б/у автомобиля «наши люди» в 99 случаях из 100 не просто меняют масло, но заказывают промывку двигателя. Это может иметь фатальные последствия! Именно последняя процедура приводит к вымыванию «асфальта», осевшего на стенках мотора, поддоне и клапанных крышках. Накоксованный материал забивает масляные каналы и маслоприемник, что неизбежно приводит к масляному голоданию. Одновременно в процессе работы двигателя (особенно на высоких оборотах) куски «асфальта» поднимаются к головке блока цилиндров, забивая сепараторы маслоотделения системы вентиляции картера. Как следствие в цилиндры поступает масловоздушная смесь. Проще говоря, мотор начинает жрать масло. Нарушается теплообмен деталей кривошипно-шатунного механизма, перегреваются вкладыши… Полагаем, следствия понятны – вплоть до обрыва шатуна! Дальше – больше. Современные двигатели Nissan и Toyota имеют алюминиевые блоки цилиндров. Оборвавшийся шатун деформирует блок под замену. Мотористы утверждают, что легче и дешевле купить новый двигатель, чем заказывать алюминиевый блок или short-блок (то есть в сборе). Существует, правда, вариант заварки блока цилиндров. Но тут без серьезных специалистов не обойтись, ибо он варится по специальной технологии. Аргоновые заплаты кустарей беде не помогут.

Диагностика и лечение

Как же быть? Начнем с первичной (визуальной) диагностики. Иной раз специалисты могут определить состояние двигателя даже по налету на маслозаливной крышке. Именно там откладывается кокс на моторах Nissan и Infiniti. На двигателях MZ (Toyota) коксуется заливная «воронка» масляной горловины. Хуже обстоят дела с диагностикой Mitsubishi. Поскольку масляная горловина очень узкая, определить наличие «асфальта» можно только вскрытием.

В любом случае, если на клапанной крышке обнаружены накоксованные отложения – значит, мотор приговорен. Хорошо, если вы прицениваетесь к машине и можете от нее отказаться, но что делать, когда это уже ваш автомобиль? Идеальный способ – «хирургический», подразумевающий косметический ремонт двигателя. Он включает полную разборку и промывку мотора, замену поршневых колец. В среднем такой ремонт обойдется в 80 тыс. руб. В качестве альтернативы можно предложить «терапевтический» способ. Его суть в вымывании «асфальта» частой регулярной заменой масла. Так, масло Castrol SLX Professional 5W30 следует менять с периодичностью 5–7 тыс. км пробега в течение как минимум двух лет, постоянно контролируя уровень масла и температуру двигателя.

Итог

В заключение отметим два, на наш взгляд, принципиальных момента. Во-первых, ни в коем случае не следует применять агрессивную промывку двигателя. Это приведет к капитальному ремонту, стоимость которого только начинается со 150 тыс. руб.!

Во-вторых, и это главное, лучше поостеречься покупать кота в мешке из-за океана. Дабы избежать неприятного сюрприза, перед приобретением машину обязательно следует показать специалистам…

Подпишитесь на «За рулем» в