Проект «Люба»

Проект «Люба»

В 60-х годах на автомобильном заводе в Люблине выпускали довольно известные в СССР малотоннажные грузовички «Жук» (Zuk). Они были так популярны, что выпускались целых 40 лет. Сначала «Жуки» оснащали моторами от нашей «Победы», потом – от легковой «Варшавы». В 1995 году предприятие вошло состав концерна Daewoo Motors, но после шести лет сотрудничества руководство корпорации объявило о начале процедуры банкротства завода. В числе претендентов на покупку Daewoo Motor Polska назывались Ford и Volkswagen, но все сложилось иначе.

Новейшая история

В 2003 году умирающее предприятие приобрела английская компания Intrall (International Truck Alliance), однако ее президент – русский, Станислав Шелестов. Он реанимировал завод значительными финансовыми вливаниями и решился на замену устаревшей модели (сейчас завод выпускает коммерческий автомобиль Lublin). Но разработка новинки была поручена не собственной конструкторской службе, а тольяттинской инжиниринговой фирме «АвтоКонд». Руководил созданием Lubo (так называется новый грузовичок) Алексей Сафронов (на АВТОВАЗе он работал главным конструктором серии Samara-2).

- Заказчик узнал о нашей фирме из публикаций в центральной прессе - мы проектировали джип Derways Cowboy. Автомобиль ему понравился, поэтому он решил, что и с такой задачкой, как разработка малотоннажного грузовичка, мы справимся. Тем более что предстояло разработать лишь конструкцию кузова. Lubo будет выпускаться на том же шасси, что и Lublin. Необходимо было уложиться в весьма жесткие сроки: через год и три месяца мы должны были представить прототип автомобиля.

Большие и маленькие

Выбранный объем производства всегда диктует технологию, а технология определяет конструкцию. По словам Алексея Викторовича, сначала Intrall собирался наладить выпуск 12 тысяч автомобилей в год, потом 25 тысяч, потом 50 тысяч… Поэтому некоторые конструкторские решения приходилось менять по ходу проекта. В первый месяц был утвержден дизайн-проект грузовичка, затем начались компоновочные работы.

На предприятиях, где машины выпускают массовыми сериями, новинки проектируют, по сути, трижды. Сначала изготавливают образцы, затем по результатам испытаний вносят изменения в конструкцию. Каждому этапу сопутствуют чертежи, согласование которых – довольно длительный процесс. В данном случае опытные инженеры должны были с первого раза «попасть в конструкцию».

Согласно пожеланиям заказчика панель приборов унифицировали для левого и правого расположения руля, поэтому шкалы приборов расположены посередине. Справа от руля – перчаточный ящик. Еще одной просьбой руководства Intrall было сохранить по возможности каркас кузова выпускаемого автомобиля.

Грузовичок будет оснащаться дизельным двигателем с турбонаддувом IVECO (мощность 145 л.с). Коробка передач – IVECO или польская. Конструкторы разработали несколько модификаций с разной высотой крыши и длиной базы. Одну из версий (длиной 19 м) планируют использовать как школьный автобус. Передняя подвеска может быть как независимой, так и зависимой, рессорной. Тормоза – дисковые спереди и барабанные сзади.

Все оригинальные детали и узлы делали в России. География производства весьма широкая: Владимир, Рязань, Тольятти, Самара, Сызрань, Балаково, Саратов, Ижевск. Модные фары, к примеру, заказывали на предприятии Bosch в Рязани (сейчас оно продано итальянскому холдингу Automotive Lighting). Фонари делали в Вязниках. Сборка прототипа должна была состояться в Польше.

Последний рывок

- Мы приехали на сборку 20 августа, к тому времени все детали пришли из России, - рассказывает Алексей Викторович. - В России принято поднапрячься перед сдачей проекта, не спать трое суток, а там – неспешная размеренная европейская работа. Я начал настаивать на введении второй смены. Было интересно наблюдать за реакцией польских рабочих, собиравших наш грузовичок. В глазах у них была какая-то надежда, что, может быть, новая модификация поправит дела завода и это позволит им жить лучше. Но надежда сменилась недоверием, когда кузов уже был готов, а фары еще не привезли, и им трудно было представить, что же в итоге получится. Рабочие ворчали: «Что еще такое придумали эти русские…» Но вот наконец смонтировали фары - и поляки, немного ошарашенные обликом нового автомобиля, прошептали: «Любо…»

21 сентября все четыре модификации Lubo дебютировали на автосалоне в Ганновере. Сейчас в Люблине идет подготовка производства.

Подпишитесь на «За рулем» в