Куда пойти учиться?

Куда пойти учиться?

Попытка навести порядок

По словам сотрудников Госавтоинспекции, они обеспокоены положением дел в области подготовки водителей уже более пяти лет. Новичкам год от года все сложнее на дороге - количество автомобилей стремительно увеличивается.

Валерий Трофимов, начальник УГИБДД ГУВД Самарской области, предложил составить рейтинг автошкол. Предполагалось, что газеты и телевидение донесут эту информацию до будущих курсантов и облегчат им выбор учебного заведения.

Что учитывалось при составлении рейтинга? В первую очередь подсчитали количество выпускников, сдающих экзамен с первого раза.

Выяснилось, что хуже всего обстоят дела в Самаре. Самый высокий процент сдавших на права с первой попытки - в Тольяттинском филиале военного инженерного технического университета – 91,8%; для Самары лучшей цифрой стали 70% – показатели транспортного лицея.

«Отстающие» - Тольяттинский технический колледж ОАО «АВТОВАЗ» - 50%, Самарский государственный профессионально-технический колледж – 11%. В автошколах Новокуйбышевска, Жигулевска, Отрадного, Безенчукского и Ставропольского районов ситуация лучше, чем в столице губернии, а вот по Исаклинскому и Сергиевскому районам при сдаче экзаменов в РЭО только одно учебное заведение из четырех смогло достичь результата 70%, а по Нефтегорскому району - два из девяти.

Проанализировали статистику дорожных происшествий среди выпускников автошкол.

Чаще всего молодые водители превышают скорость (175 случаев в 2007 году), не уступают дорогу в случае необходимости, игнорируют стоп-линию (117 случаев) и выезжают на полосу встречного движения (105 случаев), оттого и попадают в дорожные происшествия.

На сегодняшний день в Самаре и области 119 лицензированных образовательных учреждений, которые готовят водителей. Из них 55 относятся к Министерству образования (средние школы, прфессиональные училища, техникумы), 21 автошкола РОСТО (Российское оборонное спортивно-техническое общество), 10 автошкол ВОА (Всероссийское общество автомобилистов), два – концерна «Росавтотранс» (учебно-курсовые комбинаты), одно – Министерства обороны, 30 – коммерческих негосударственных структур.

За 2006-2007 годы ими подготовлено 66 633 водителей, в основном по категории B - 51 714; B, C - 7351; C - 1776; Д - 3336; Е - 1668; «Трамвай» - 50; «Троллейбус» - 33. Программа обучения разработана Министерством образования, предусмотрено 36 часов практики и 206 – теории, строго регламентировано даже оборудование автодрома вплоть до расстояния между эстакадой и «парковкой». Конечно, не каждая автошкола может похвастаться полной экипировкой. Поэтому в дополнение к рейтингу ГАИ затеяла проверку всех автодромов и учебных классов на соответствие нормам.

Правда от автошкол

Как оказалось, многие автошколы о рейтинге ГАИ не знают и понятия не имеют, на каком они месте в этом списке. Некоторые руководители автошкол, ознакомившись с рейтнгом, заявили о своем несогласии с этим документом. По разным причинам. В частности, не указано общее число выпускников данной автошколы, и проценты в таком случае не очень показательны.

Что касается будущих водителей, основными параметрами выбора учебного заведения по-прежнему является расположение автошколы (как минимум в своем районе), поскольку цена за обучение везде одинаковая – в среднем 12 тысяч рублей за полный курс. Теперь к критериям добавится и третий – тот самый рейтинг.

Комментарии:

Виктор Митник, заместитель начальника УГИБДД ГУВД Самарской области:

- Прекращение лицензирования и закрытие автошкол – не решение проблемы. Лицензия выдается Министерством образования не за процесс, а за условия обучения. Как можем воздействовать на ситуацию мы? По результатам сдачи квалификационных экзаменов в адрес руководителей автошкол мы направляем предписания по неудовлетворительной подготовке кандидатов в водители (в 2007 году было составлено 168 предписаний). Хорошо, если они берут эту информацию на заметку и пытаются исправить ситуацию. Кроме того, для объективности оценки результатов в этом году во всех РЭО Госавтоинспекции Самарской области внедрены автоматизированные комплексы.

Олег Мартин, директор автошколы «НОУ»:

- Ни один преподаватель в наших школах не учит курсантов ездть на красный свет по встречной полосе в нетрезвом состоянии. То есть утверждать, что именно автошколы виноваты в такой статистике аварийности, нельзя. Это общая проблема культуры поведения россиян на дороге. Если человек до 18 лет не получил об этом ни малейшего понятия, мы ему это понятие не привьем. Зачастую участниками ДТП становятся молодые водители, которые не нарушали правил, строго следовали всем указаниям знаков на дороге, просто оказались не в том месте и не в то время, попали в аварию, в которой совершенно не виноваты. Но такие ДТП все равно учитывают при составлении рейтинга. Все-таки стаж и школа здесь не играют большой роли. Что касается программы, то от автошколы тут мало что зависит: мы работаем по государственным стандартам «Примерные программы подготовки». Естественно, предлагаем дополнительные часы нашим курсантам, чтобы лучше закрепить навыки, но за них нужно дополнительно платить, это не всех устраивает. Деньги идут на оплату работы инструкторов, обслуживание учебных автомобилей.

Автошколы с самым низким уровнем подготовки и процентом сдачи экзаменов (по данным УГИБДД)

Самарский энергетический колледж 21%

Негосударственное образовательное учреждение «Спортивно-технический клуб», Самара 23%

Самарский государственный профессионально-педагогический колледж 28%

Профессиональный лицей № 46, Тольятти 29,4%

Красноярское профессиональное училище № 67 32,4%

Учебный центр «Автокадры», Самара 39%

Тольяттинский технический колледж «АВТОВАЗа» 39,8%

Тольяттинский машиностроительный техникум 45,1%

Автошколы с самым высоким уровнем подготовки и процентом сдачи экзаменов

Учебный центр «АВТОВАЗа» 87,5%

Тольяттинский филиал военного инженерного технического университета 82,3%

Тольяттинская автошкола ВОА 78,5%

Самарская автошкола РОСТО 66%

Подпишитесь на «За рулем» в