Знаковые беды

Знаковые беды

Если ежедневно ездить по городу проторенными путями, нехватка дорожных указателей вроде бы и не ощущается. Но стоит свернуть с накатанного маршрута, причем не где-нибудь на окраине, а в центральных районах, и вас настигает приступ топографического кретинизма. Где эта улица, где этот дом? О многих знаковых бедах ГЗР подробно писала в одном из своих номеров, обследовав окрестности Садовой-Кудринской, «Баррикадной» и «Белорусской».

Сегодня, по прошествии двух с лишним лет, мы решили провести такой же рейд по Ленинградскому проспекту и прилегающей к нему сети.

Водителям – от пешеходов

Начало нашего путешествия – угол Новопесчаной улицы и Ленинградки, двигаемся в центр. Забегая вперед, приходится констатировать: картина за это время практически не изменилась. Первое, что бросается в глаза, – прежнее обилие нестандартных указателей, адресованных, строго говоря, не водителям, а пешеходам. Они слишком мелкие, поскольку совмещены с рекламой, которая занимает минимум две трети щита – в случае автомобилистов пропорция должна быть обратной. Эти «пешеходники», за неимением лучшего, на Ленинградке, как и вообще в Москве, встречаются повсеместно. Особенно плохо читается такой указатель улицы перед станцией метро «Аэропорт»: его забивает не только собственная реклама, но и лучезарный потребитель косметической продукции со стоящего рядом билборда. Не лучшим образом обстоят дела и с указателем поворота на улицы Викторенко и Острякова. Хотя он правильных размеров, с хорошим шрифтом, рассмотреть его издали мешают мачта освещения и очередной «пешеходник». При этом последний лишь дублирует информацию о съезде на Острякова и в принципе здесь не нужен. Обустроенная сразу за стандартным знаком схема проезда на нее с Викторенко – на желтом фоне, довольно мелкая, также воспринимается с трудом и вкупе со стоящим тут же большим рекламным щитом лишь усиливает эффект информационного перегруза.

Зато красиво

Вблизи аэровокзала на дороге появляются гигантские «правильные» указатели, сообщающие о том, что впереди у нас Ходынка с Ледовым дворцом и Тверская с Садовым. За ними следуют два роскошных электронныхтабло, укрепленных над проезжей частью. Вообще-то, основное их назначение – оперативное информирование водителей о текущей дорожной ситуации, но об этом, конечно, нет и речи. В данный момент, например, одно из табло заботливо напоминает о необходимости соблюдать скоростной режим 60 км/ч. Выглядит это почти издевательством – из-за плотного движения и бесконечных строительных работ нарушить его на Ленинградке вряд ли реально. Зато создается впечатление, что в деле организации движения используются современные высокотехнологичные средства. И потом красиво ведь…

ГОСТ в игноре

Следуя двум образцовым габаритным знакам, предваряющим разворот в направлении МКАД, оказываемся на другой стороне проспекта. Первый съезд по ходу движения – улица пилота Нестерова, обозначен добротным хорошо читаемым указателем без всякой рекламы, что на фоне бесконечных «пешеходников» едва ли не чудо. Уйдя на Нестерова, добираемся до ближайшего перекрестка – информация о том, с какой улицей она пересекается, отсутствует. Поворачиваем направо и едем по этому безымянному объекту, пытаясь идентифицировать его по табличкам на фасадах. Бесполезно: на домах, что справа, что слева, только номера, да и те порой невозможно разглядеть из-за обилия зелени. А ведь уже далеко не первый год у нас действует ГОСТ, согласно которому название улицы и номер строения должны совмещаться на одном указателе… Пока таковой наконец попадается на глаза, проезжаем почти квартал. Оказывается, мы на Красноармейской.

Мелочи жизни

Если бы и дальше пришлось ориентироваться по домам, в этом районе немудрено было потеряться. Однако, к счастью, необходимости в этом нет. На следующем этапе нашего маршрута (Красноармейская – Черняховского – Часовая – Балтийская) дела с дорожным информобеспечением обстоят довольно сносно. И хотя практически все указатели опять-таки пешеходные, обустроены они в достаточном количестве. Есть, впрочем, и некоторые огрехи. Один из таких знаков на Красноармейской практически полностью загораживают ветки деревьев, а от его собрата на Часовой отвлекает внимание рекламный щит, с которым тот делит опору. Впрочем, это так, мелочи жизни.

С Балтийской мы опять выскакиваем на Ленинградку, направляемся в сторону «Войковской», а затем, развернувшись под мостом, снова оказываемся на нечетной стороне Ленинградского проспекта, у метро «Сокол». Поскольку этот участок нашего пути проходит по магистрали, маршрутное ориентирование здесь более-менее соответствует стандартам – указатели направлений и поворотов нормальных размеров, размещены в нужных местах. Правда, и тут далеко не все идеально: например, указатель, предваряющий Ленинградский проспект при выезде с Ленинградского шоссе. Он маленький, «совмещенный», находится под надземным пешеходным переходом и в тени его конструкции просматривается с трудом.

Без ориентиров

Миновав «Сокол», на первом же повороте вновь сворачиваем на «периферию». Где окажемся – непонятно, соответствующий знак на проспекте отсутствует. Повезло, что есть хотя бы табличка на угловом доме с надписью «Новопесчаная улица». Грязная, надтреснутая, вдобавок замаскированная сетчатым строительным ограждением, но рассмотреть все же можно. По Новопесчаной выезжаем на Куусинена, затем на Хорошевку в сторону Жукова и сразу же уходим на Зорге.

На искомом отрезке не все слава богу с пересечением Новопесчаной улицы, 2-й Песчаной улицы и Песчаного переулка. Знаком обозначен лишь левый поворот на 2-ю Песчаную – по поводу правого, в переулок, информации ноль.

Похожая ситуация и на Зорге, где два предварительных указателя выездов – на Новопесчаную и Алабяна. Смонтированы они, кстати, не по ходу движения, а на противоположной стороне дороги, что неправильно, но дело даже не в этом. Криминал заключается в том, что Зорге пересекается еще и с улицей Сальвадора Альенде, поворот на которую знаком не отмечен. Определить, куда вы попали, невозможно и выехав на нее. На первом по счету доме, как водится, только номер, и на втором, строго говоря, тоже, так как название улицы, прописанное на крохотной табличке, с дороги можно рассмотреть лишь в бинокль.

Далее эта часть Альенде делает зигзаг и упирается в некий переулок, тоже анонимный: ни в этом месте, ни ранее указателей, позволяющих получить о нем хоть какую-то информацию, нет и в помине. Поворачиваем по переулку влево. На домах по нашей старой доброй традиции лишь номера, но ни их, ни самих домов с проезжей части толкомне видно из-за деревьев. Больше ориентироваться по-прежнему не на что. Дальше не лучше. Двигаясь прямо, вскоре опять оказываемся на перекрестке. Что за дорога впереди, куда она ведет? Указателей по-прежнему никаких, как в лесу. А между тем, как потом выясняется, этот неопознанный объект – Песчаная улица, обеспечивающая прямой выезд сразу на две крупные трассы – Алабяна и Ленинградский проспект… Ну не безобразие?

P.S. По подсчетам специалистов отдела организации дорожного движения НИиПИ Генплана, дефицит указателей на местной сети города составляет свыше 10 000 единиц. Причина – недостаток финансирования. Что, в общем-то, неудивительно, так как основным источником средств для информационного обустройства улиц служат доходы префектур от размещения наружной рекламы. На второстепенных улицах она, естественно, не слишком рентабельна, соответственно, и средства на развитие дорожного информобеспечения у муниципалитетов ограничены. Непонятно вообще, кому могло прийти в голову увязать размещение и содержание дорожных указателей с рекламными доходами. А если однажды ни один рекламный щит не будет размещен в переулке – москвичам так и не удастся узнать имя несчастной улочки?! И, с другой стороны, там, где рекламы будет валом, увидим ли мы стандартных размеров указатели? Ясно одно – вещи эти должны развиваться независимо. Между тем в необходимом объеме и с обязательным учетом ГОСТов указатели за счет городской казны сейчас устанавливаются только при строительстве новых дорог или же на тех улицах, где проводится серьезная реконструкция проезжей части.

Подпишитесь на «За рулем» в