Хотим в тюрьму!

ХОТИМ В ТЮРЬМУ!

ЭКСПЕРИМЕНТ

Под занавес 2003 года автомобилистов «обрадовали»: возвращаются печально знаменитые эвакуаторы и штрафстоянки! Правда, повод выглядел убедительным: в крупных городах ездить стало совсем невозможно, вот и приходится прибегать к столь непопулярным мерам. Было издано и специальное постановление правительства (№ 759 от 18.12.2003 г.). Теперь попасть на штрафстоянку можно, не только когда водитель не имеет при себе документов (в том числе страхового полиса ОСАГО), пребывает в состоянии алкогольного опьянения или управляет автомобилем с заведомо неисправными тормозной системой или рулевым управлением, но и, самое главное, «если автомобиль создает препятствие для движения других транспортных средств».

Вот мы и решили сами проверить, насколько штрафстоянки помогают в борьбе с пробками, с хаосом на наших дорогах.

У Михаила Зощенко есть рассказ «На живца». Одна бабуля каталась в трамвае с большим свертком в руках. Там она как бы засыпала, на сверток тут же кто-то зарился, и старушка с громким криком хватала воришку. К слову сказать, в свертке ничего ценного не было, просто бабуля, как могла, вносила посильный вклад в дело борьбы с уличной преступностью. А мы в качестве «живца» взяли редакционную «Волгу»-универсал (не с «Матизом» же пробки создавать!) и отправились на столичные улицы. Цель акции была нарушать правила стоянки до тех пор, пока автомобиль не увезут на штрафстоянку. Для его «вызволения» и уплаты штрафов в бухгалтерии была получена соответствующая сумма. Итак, вперед, наш лозунг: «Хотим в тюрьму!».

ВТОРЫМ РЯДОМ

Центр Москвы, Мясницкая улица. Свободной для проезда она бывает только по большим праздникам, когда ее закрывают с двух сторон милицейскими кордонами; в остальное время это – сплошной бурлящий (или стоящий) поток машин. Официально остановка почти везде запрещена, но вдоль обеих сторон плотно стоят машины. Мы припарковываемся «вторым рядом» прямо под знаком «Остановка запрещена». Буквально через несколько секунд, как чертик из-под земли, появился старший сержант ГИБДД. «Да нам всего на секундочку надо на почтамт забежать!» – объясняем ему. Сержант оказался либералом и немножко постоять под запрещающим знаком (практически сузив дорогу до одной полосы!) разрешил: «Давайте, только побыстренькому!». И мы по-быстренькому отправились на почту – минут эдак на десять. Кары не последовало.

Следующее место незаконной стоянки – под запрещающим знаком на Старой площади, прямо напротив комплекса зданий администрации Президента, метров в пятидесяти от постового. Чтобы обязательно обратить на себя внимание, паркуем «Волгу» крайне неряшливо, почти под прямым углом – машина торчит и очень мешает потоку. Отбежали в сторону и радостно потираем руки. Ну, сейчас-то нас ка-а-ак... А никак. В том смысле, что постовому не до нас, он мужественно вглядывается в начало улицы Маросейки. Кого-то, наверно, ждет. Простояли так полчаса – никакой реакции стража порядка, хотя машины, которые вынуждены объезжать нашу «баржу», часто громко и злобно гудели.

Ладно, попробуем еще в одном многолюдном месте, совсем близко – на Славянской площади. Опять же рядом с администрацией Президента. Там всегда дежурит ДПС. Подъезжаем – стоят аж четыре инспектора, да при машине. Вот повезло, так повезло! Бросаем «Волгу» на проезжей части, вплотную к троллейбусному развороту, сами устраиваем засаду в другой нашей машине – «девятке» (она на платной стоянке недалеко). Гаишникам отлично видно, как мы нагло нарушаем. Делаем ставки, на какой минуте подойдут к «Волге», на какой вызовут эвакуатор… Но проходит пять минут, потом еще пять и еще. За это время у троллейбусов дважды срываются «рога» на облюбованном нами развороте – «Волгу» объехать непросто. А в ответ, как говорится, тишина: гаишники что-то бурно обсуждают, и эвакуатора здесь, видимо, не дождаться. Отправляемся дальше – по-прежнему «очень хочется в тюрьму»…

Пошел второй день, ни одного эвакуатора даже на улицах увидеть не удалось, но мы с упорством, достойным лучшего применения, пытаемся попасть в нарушители.

Остается еще главная «правительственная» магистраль столицы – Новый Арбат. Тут нас просто обязаны арестовать! На бывшем Калининском проспекте полно дорогих магазинов, модных театров, банков, ресторанов, так что с парковкой большие проблемы. Если и паркуются, то на тротуарах, обочины пусты (как-никак, по трассе сам президент и все высшие чиновники страны каждый день на работу и с работы ездят).

Нам, кажется, повезло: напротив Дома книги стоит бело-голубая «десятка» ДПС. Вот оно, простое счастье нарушителя! Бросаем «Волгу» под знаком «Остановка запрещена» метрах в тридцати от патрульной машины и быстренько уходим в книжный. Краткий обзор новинок литературы, но при этом объектив фотокамеры сквозь стекло бдительно ожидает приезда эвакуатора. Странно, его нет и нет. Через сорок минут мы снова на улице.

Нет, сегодня явно не наш день. Гаишная «десятка» на месте, инспектор ДПС тоже, но на нас – ноль внимания. Большая грязная «Волга» (вообще-то она белая) никого не интересует. Впрочем, нет: за нашей машиной выстроился небольшой хвостик из трех авто, припаркованных с явным нарушением, по нашему образу и подобию. Видно, надо еще подождать. Вот так полдня и простояли, все магазины на Арбате прочесали, но средства передвижения не лишились. И тогда решили – пора ловить на «живца».

ТЕАТР ОДНОЙ «ВОЛГИ»

Освежив в памяти опыт участия в школьных вечерах юмора и студенческих капустниках, разыгрываем ситуацию как по нотам. На оживленной Трифоновской улице паркуем нашу «девятку» вплотную к чьей-то «Нексии», а сзади подпираем нашей же «Волгой». Все, «девятка» в «коробочке». Налицо ущемление прав владельца VAZ 2109, а явный «автор» нарушения – неизвестный водитель «Волги». Сценарий таков: находим постового, объясняем нашу проблему и просим вызвать эвакуатор. Ближайший гаишный капитан находится совсем рядом – метрах в трехстах. Но он в самом начале обрывает отрепетированную тираду про то, что жену в роддом вести надо, а тут «какие-то сволочи зажали машину»: «Извини, брат, ничем помочь не могу. Тебя «заперли» в Центральном округе, а я служу в Северо-Восточном». Видимо, чтобы не огорчались, сообщил, что на весь его округ всего два эвакуатора, один из которых неисправен. «Парковаться надо с умом!» – напутствует «будущего отца» инспектор, «стрельнув» попутно сигарету. Все, занавес.

Если думаете, что мы смирились с поражением – глубоко ошибаетесь. В надежде увидеть «Волгу» на эвакуаторе мы перегородили выезд из двора на той же Трифоновской улице и от имени жильцов дома решили пожаловаться по телефону «02». Девушка-оператор, выяснив, что никто не пострадал, порекомендовала телефоны службы ГАИ, где можно вызвать эвакуатор (923-49-09, 923-33-90). В течение двух часов (!) мы по очереди из одного телефона-автомата и с двух мобильных без устали набирали заветные номера. Эффект был более чем странным – ни длинных гудков тебе, ни коротких: тррррынь – и вызов сброшен. В общем, не захотели с нами говорить.

Итак, все наши попытки попасть на штрафстоянку за нарушения правил стоянки и «создание препятствий для движения других транспортных средств», а также отдать государству причитающиеся деньги за такое нарушение не увенчались успехом. Два дня мы нарушали Правила, нарушали грубо и подолгу, создавали помехи движению и пробки (при этом, конечно, старались избегать аварийных ситуаций – не ставили нашу «баржу», скажем, поперек тоннеля), но во всех случаях наши попытки попасть на штрафстоянку успехом не увенчались. Деньги, предназначенные для уплаты штрафов, пришлось возвращать в бухгалтерию.

Выходит, сегодня штрафстоянки «работают» исключительно для «приема» тех, кто забыл дома документы или полис ОСАГО, а также нетрезвых водителей. Бросать же автомобиль в Москве пока можно где и как попало, сколько угодно «запирать» проезды и другие автомобили – эта проблема гаишников не очень волнует, хотя механизм для ее решения в виде постановлений правительств России и Москвы уже есть, есть своя спецтехника и целых два городских «эвакуационных» предприятия. Но у ГИБДД, видимо, дела поважнее. А вот какие? Может, дирижабли над городом?

Мы поинтересовались, как выполняется постановление правительства у директора ГУП «Мострансконтроль» Алексея Гаврилова (именно эта организация вместе с еще одной, ГУП ГТО, ответственна за эвакуацию автотранспорта в Москве).

– Пока у нас нет технических возможностей эвакуировать все автомобили-нарушители; поэтому занимаемся самыми «отъявленными». На всю столицу всего 54 эвакуатора «затяжного» типа, которые за сутки эвакуируют около 350 автомашин. В мае ожидаем «пополнение» – 44 эвакуатора МАЗ, оборудованных австрийскими кранами-подъемниками. Но для нормальной работы нужно не меньше 250 машин. Основные причины эвакуации – отсутствие документов у водителей, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. (Тысячи случаев неправильной парковки, создающих препятствие движению в городе, даже не упоминаются – ред.) Автомобиль доставляем на специальную охраняемую стоянку (кстати, мы несем за него полную ответственность, так что за сохранность можно не беспокоиться). Если автомобиль эвакуировали в отсутствие владельца, найти его можно через дежурную часть города по телефону «02».

Все стоянки работают в круглосуточном режиме, поэтому водитель, после того как уладит формальности с ГАИ, может забрать автомобиль в любой момент. Услуги наши недешевые: 1809 руб. за эвакуацию и 52,7 руб. за час стоянки машины.

ФОТО: АНДРЕЙ БОЙКО

Подпишитесь на «За рулем» в