Прощай, ярмарка – привет, автошоу

ПРОЩАЙ, ЯРМАРКА – ПРИВЕТ, АВТОШОУ

ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ

Руководитель проекта AMI

Матиас Кобер

(Matthias Kober)

– Вы обещали для AMI 2004 «еще больше Автомобиля». Что это означает?

– Мы приняли стратегическое решение позиционировать AMI в будущем как центрально-европейский автосалон. С 2004 года мы добавили экспонентам четвертый павильон (ранее занятый комплектующими – ред.). Три новые марки – «Феррари», «Кадиллак» и «Шевроле» дебютируют в Лейпциге.

– Выставки считают мероприятиями, дающими импульс для экономики. Чего ожидать в этом смысле от AMI 2004?

– Здесь важнейшее национальное место встречи всей отрасли. Пятьдесят марок, представленные на AMI, покрывают 99,9% немецкого рынка, а 100 премьер (национальных – ред.) дают потенциальным покупателям великолепный обзор предложений. К тому же 120 моделей посетители смогут опробовать на ходу, а это – сильный стимул к приобретению нового автомобиля.

– AMI стартовала в 1991 году как региональная ярмарка. Куда лежит ее путь?

– AMI сегодня в десятке самых посещаемых выставок Германии. В дальнейшем мы будем придавать ей характер автосалона и усиливать ее роль как места для всемирных весенних премьер. Мы также активно работаем над тем, чтобы привлечь еще больше посетителей из Германии, а также из стран – новых членов Евросоюза – Польши и Чехии. Для многих из них дорога до Лейпцига окажется короче, чем до местных автосалонов.

За прошедшие пару лет на выставке AMI (Автомобильная международная) в гостеприимном Лейпциге многое изменилось. Устроители всерьез решили уйти от имиджа ярмарки с естественным для нее налетом некой балаганности. На выставку по-прежнему приходят семьями, но куда подевались ряженые, которых здесь раньше было очень много? Теперь устроители подчеркивают: главное – автомобили.

В отличие от крупнейших шоу в Женеве, Франкфурте, Париже, Детройте, Токио, здесь не было значительных мировых премьер. Но публика могла увидеть, потрогать и примерить на себя те же автомобили, что видели посетители более престижных и далеких выставок. И не только потрогать! У многих стендов собирались очереди из желающих прокатиться на том или ином экспонате, а единственным условием для этого было наличие «прав».

Лишь тех, кто хотел погонять на вседорожниках по специальной «полосе препятствий», ждало разочарование: теперь их допускали лишь в качестве пассажиров. Зато опытные водители превратили поездку в захватывающий аттракцион: горки и боковые уклоны достигали крутизны в 45°. Дилетант здесь запросто положил бы дорогой вседорожник на бок, а то и совершил кульбит.

На нынешней выставке было немало разговоров о первом в истории AMI приезде именитых итальянцев – «Феррари» и «Мазерати». Увы, большинство посетителей они разочаровали: за ограждение стендов дозволяли заходить лишь журналистам. Зато свои оказались гораздо демократичней: можно было «порулить» даже в «Порше» или «Майбахе», в последнем, правда… не запуская мотора.

«БЫЧКИ» В ГОРОДЕ

ВАЗ традиционно выставляется в Лейпциге. Пожалуй, слишком традиционно: кроме совсем не нового «десятого» семейства, воображение бюргеров должна была поразить… «Нива-Тайга» (то есть VAZ 21214) с симпатичным надувным жирафом, выглядывающим через люк в крыше. Позвольте, но ведь этот автомобиль собирались делать в Казахстане? Представителя импортера вопрос поставил в тупик: «Найн, найн, майне херрен, этот автомобиль я получил, как и раньше, из Тольятти». Ясность внесли соотечественники. Оказывается, в связи с ажиотажным спросом на короткую «Ниву», возникшим в ожидании прекращения производства, на ВАЗе продлили ей жизнь, по меньшей мере, до октября. А почему нет хотя бы «Калины»? Увы, оказывается, по правилам автосалонов новый серийный автомобиль можно показывать не ранее чем за шесть месяцев до начала продаж. Так что дебют «Калины» за рубежом состоится в Париже.

«Десятки», несмотря на надпись «Эко-кар» (тут вам и Евро III, и цена – 7 тысяч евро), не слишком привлекают немцев. Большинство довольствуется более экономичными и компактными, зато современными и безопасными автомобилями.

Неожиданная лейпцигская премьера – московские «бычки». АМО «ЗИЛ», видимо, надеется привлечь внимание самых расчетливых бюргеров… Кстати, «нашего» в городе увидел лишь один раз: видавшую виду «пятерку» с местным номером, украшенную… портретом Че Гевары.

ОСЕДЛАВ БУДУЩЕЕ

Очевидно, чтобы зарядить посетителей выставки ожиданием встречи с необычайным, прямо за входом предлагали прокатиться на одноосном электромобиле «Сигуэй Хьюман Транспортер». Разумеется, мы не удержались от, пожалуй, первого для российских автомобильных журналов тест-драйва «гироскопически стабилизированной платформы». «Сигуэй» послушно выполнял не слишком резкую «переставку», разворачивался на месте вокруг вертикальной оси, демонстрируя великолепную маневренность. Особенно увлекательно писать замысловатые восьмерки между плотно расставленными конусами. В общем, отдавать машинку не хотелось. И как только Джордж Буш сумел свалиться с такого послушного «гиробицикла»?

После такой машины концепт «Дайхатсу XL-C» выглядел немного прозаично. Хотя создатели машины несколько загадочно характеризуют ее дизайн: «спереди – вполне японский, сзади – практически итальянский». А буквы ХL вовсе не насмешка над маленьким автомобильчиком, они означают – «Эксцеллент Компакт». Малыш с 47-сильным мотором весит всего 800 кг и уже в конце года станет серийным у себя на родине.

В ПОИСКАХ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Немцев все настойчивее пытаются приучить к «бивалентным» автомобилям, работающим как на бензине, так и на сжатом природном газе. Внушительные баллоны уже научились прятать, не отнимая места в багажнике. В крайнем случае их «сворачивают» в тор и кладут вместо запасного колеса, которое заменяют баллончиком герметика. В классе двухтопливных мировую премьеру в Лейпциге справил предсерийный прототип «Опель-Комбо Тур 1,6 CNG». А за серийные уже «газенвагены» агитируют рублем, вернее евро, предлагая любому, купившему такую «Зафиру» или «Астру-Караван», бесплатный навигатор ценой 2000 евро.

Полку машин с силовыми агрегатами, где в паре с ДВС трудится один или два электромотора, вновь прибыло. Наряду с «Тойотой-Приус» (она стала в Лейпциге «Целесообразным автомобилем года»), «Хондой», «Лексусом-RX400h» представили новые машины, построенные по тому же принципу. Разница в схемах взаимодействия электрической и поршневой составляющих.

Например, в «Субару-B9SC» 100-киловаттный электромотор (и только он) работает на скоростях до 80 км/ч. Дальше – «зона ответственности» оппозитного бензинового двигателя. В качестве буферной батареи применили новейшую марганец-литий-ионную «Ламилион». Бензиновый мотор не только тянет автомобиль на высоких скоростях, но и, конечно, подзаряжает аккумулятор.

«Сузуки» похвастался первым в мире гибридом в классе мини-автомобилей – длина двухместного малыша «Твин» всего 2,7 м, масса – 700 кг. Пока на родине его продают примерно по 9500 евро, а в Лейпциге прощупывают почву для экспорта. Расход топлива 685-кубовым мотором – всего 2,95 л/100 км. Это первый серийный прорыв за магическую трехлитровую планку для бензинового автомобиля.

Впрочем, на пятки «Сузуки» наступает «Хонда-IMAS», обещающая благодаря выдающейся аэродинамике (Сх=0,20!) и малой массе обойтись всего 2,5 л бензина на сотню. Правда, это только концепт с углепластиковым кузовом, и его серийное производство, по крайней мере в ближайшее время, маловероятно.

Поначалу мне была не очень понятна такая озабоченность поиском альтернативы обычным автомобилям. Но будто специально под лейпцигскую выставку газета «Бильд ам Зонтаг» сообщила, что мы на пороге неожиданного нефтяного кризиса благодаря… китайцам. Запасов нефти у них нет (или почти нет), а автомобилизация и развитие промышленности идут полным ходом. То есть Поднебесная – очень «прожорливый» покупатель на сырьевом рынке, стремительно догоняющий, а в перспективе, возможно, способный обогнать мировых лидеров. Эксперты уже делают выводы: профессор Дуденхоффер, директор центра автомобильных исследований в Гельзенкирхене, считает, что к 2025 году дополнительным электросердцем обзаведется половина всех легковых машин.

НЕМНОГО НОСТАЛЬГИИ

На Лейпцигской выставке всегда организовывали историческую экспозицию. Не стала исключением и AMI 2004. На этот раз здесь представили 40 микроавтомобилей 1950-х годов. Вот они, почти забытые ныне «Гоггомобиль» и «Гутброд», «Ллойд» и «Мейра». Ряд машин, на которых полвека назад ездило большинство немцев, продолжают «Фульда», «Мессершмитт», «Цюндапп», «БМВ-Изетта» и крошка «Субару-360», знаменитая тем, что в 1958 году первой из японских автомобилей взобралась на гору Акаги, не… закипев. Это достижение помогло продать изрядное количество машинок с оппозитником объемом 360 смз и мощностью 16 л. с. в рамках программы «маленький автомобиль для маленького человека».

Все микроветераны на ходу. Свидетельством тому – заботливо расстеленные под двигателями листы полиэтилена. Значит, масло не слито, можно заводить. Хозяйка симпатичного «Ллойда-LP600» рассказала даже о путешествии в 2000 году на мыс Нордкап (север Норвегии!), причем 25-сильная машинка тащила… жилой вагончик. Всего таких автомобилей выпустили 2000, этот – номер 8. В 1959 году он стоил 4330 марок. Сегодня, конечно, дороже.

Еще одна тематическая экспозиция связана со столетием автомобилестроения в Саксонии. Первый завод в 1904 году в Цвиккау построил Август Хорьх. Перед войной концерн «Ауто-Унион» стал вторым по значению в Германии, а после 1945-го в Саксонии выпускали «трабанты», «вартбурги» и «баркасы». Сегодня сюда вновь пришли гранды автомобилестроения, и теперь на «фольксвагенах», «порше» и БМВ можно было бы поставить табличку, украшающую экспозицию: «Born in Saxony!»…

ЗДРАВСТВУЙ, АВТОСАЛОН?

Евросоюз упорно расширяется на восток, а Лейпцигу очень хочется стать вровень с Франкфуртом или Женевой. У него, вроде бы, есть все данные, но уж больно плотно сверстано расписание крупнейших автошоу мира. Пустят ли в этот клуб новичка?

ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ

Подпишитесь на «За рулем» в