«когда б вы знали, из какого сора...»

«КОГДА Б ВЫ ЗНАЛИ, ИЗ КАКОГО СОРА...»

ВЫСТАВКА «ТЕХНОКЛАССИКА»

Казалось бы, блестеть ярче, чем эти холеные автомобили, просто невозможно, но сосредоточенный джентльмен все полирует бока и капот спортивного «Ягуара». Фотограф нервничает: пора снимать, ведь публика широкой рекой уже заполняет залы огромного выставочного комплекса в Эссене. Мужчины и дамы в дорогих костюмах, молодежь, люди в потертых кожаных куртках и джинсах, семьи в полном составе, включая карапуза в коляске... А два солидных господина уже о чем-то горячо спорят возле огромного черного «Вуазена-С25». В общем, все это похоже на автосалоны в Париже или Женеве... Но какого года? 1950-го? 1937-го? А вот эта машина – вообще из 1913-го!

Мы на эссенской «Техноклассике» – крупнейшей выставке ретроавтомобилей в Европе, уже 16-й по счету. Нынче сюда свезли около 1000 (!) экспонатов из 15 стран.

Так о чем спор возле «Вуазена»? Один господин считает, что небольшие, учитывая 70-летний возраст красавца «француза», шрамы, нанесенные временем, его только украшают, другой настаивает на необходимости полной реставрации.

Для этого есть все возможности. В Европе на «старьевщиков» работает целая индустрия. Некоторые мастерские выставили на своих стендах до полутора десятков прекрасно восстановленных машин на сумму с шестью нулями. А рядом на фотографиях груды железа – такими были эти красавцы пару лет назад.

Конечно, не все автомобили пришлось возрождать из хлама. Скажем, подавляющее большинство «роллс-ройсов» и «бентли» всю долгую жизнь провели в тепличных условиях. Но ведь и грузовики почти забытой уже марки «Крупп» выглядят не хуже, а с ними-то точно пришлось повозиться. В доказательство тому выставили даже не фото, а «натуру» – ржавый, облезлый, с битой фарой и спущенными шинами «Крупп-LD50» 1949 года. До него у поклонников марки еще не дошли руки. Наверняка дойдут!

Те, кто только подступается или мечтает подступиться к этому сложному, но увлекательному ремеслу, облепили стенд, где идет показательная реставрационная программа. Мастер на наших глазах изготавливает копии древних крыльев и иных металлических деталей.

А вокруг – рай для автомобильного гурмана! Огромные залы отданы торговцам книгами (жизни не хватит перелистать хотя бы половину!), инструкциями по эксплуатации, инструментами и, конечно же, запчастями. Преклонных лет господин со счастливой улыбкой укладывает в сумку контактную группу и зеркало для «Фольксвагена-Жук», а молодой человек в аккуратном костюме деловито подбирает древний радиоприемник. Судя по размерам агрегата – не иначе к «Мерседесу». Ну а те, кому пока не к чему пристроить древнее «железо», изучают бесчисленные сувениры: от скромных простеньких брелоков и наклеек до копии «роллс-ройсовской» накапотной фигурки высотой эдак в полметра. Подросший «дух экстаза» стоит... 1500 евро.

Впрочем, здесь у каждого свой праздник и свои радости. Столетие «Ровера», сорокалетие «Форда-Мустанг» и «Боргварда-Изабелла» для их поклонников события не менее значимые, чем сотый день рождения «Роллс-Ройса». Да и неюбилейные автомобили, причем не только изящные «феррари» и величественные «кадиллаки», но и скромные «вартбурги» и «шкоды», не остались без внимания публики и коллекционеров машин других марок. Пожалуй, один из лейтмотивов Эссена: здесь с уважением встречают любой автомобиль и того, кто сумел сохранить, а тем более восстановить «старичка».

Этим машинам повезло: они блистали на выставках 30, 50, а то и 90 лет назад и до сих пор занимают почетные места на нарядных стендах, отражая в блестящих боковинах и начищенном хроме тысячи восторженных глаз. Но и нам с вами повезло: благодаря коллекционерам и реставраторам мы вместе с запахом свежей краски, старой кожи и дерева впитываем дух истории...

А господа, горячо спорившие о французском «Вуазене», разошлись с миром, согласившись: раритет жив и попал в хорошие руки, а это – главное. Они, несомненно, правы. Ведь «когда б вы знали, из какого сора» поднялись многие звезды эссенской «Техноклассики».

ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

Подпишитесь на «За рулем» в