Беру свечу…

БЕРУ СВЕЧУ…

И превращаю дизельную свечу накаливания, работающую по принципу простейшей «лампочки», в сложный пьезорезистивный датчик давления. Впрочем, у меня бы такой фокус не прошел, но для специалистов фирмы «Беру» (Beru) в этом не оказалось ничего невозможного.

Чтобы двигатель меньше загрязнял атмосферу, управляющий контроллер должен точно отслеживать процесс сгорания топлива.

Например, по мгновенным значениям давления в цилиндре. Маленькие и точные пьезокерамические датчики давно придуманы, но внутри цилиндра они толком работать не могут – условия далеки от «курортных». Разработчики «Беру» сумели вынести капризный пьезоэлемент наружу, использовав в качестве подвижного щупа… керамический нагреватель свечи накаливания – все равно он постоянно «торчит» в цилиндре.

Итак, если раньше столбик нагревателя намертво запрессовывали в корпус свечи, то теперь в PSG (Pressure Sensor Glow plug) он закреплен эластично. Разумеется, с необходимым уплотнением. Вспышка – и столбик керамики чуть подается назад и давит тыльным концом на пьезорезистивный датчик давления. Самое замечательное, что этот тыльный конец, можно сказать, остается холодным, если сравнивать его температуру с температурой части, нагреваемой электрическим током докрасна. Диапазон измеряемых давлений простирается до 200 бар, точность не хуже ±2%. Выходной сигнал при этом не «прячется в милливольтах», подверженных всяческим наводкам и помехам, а вполне солидный – 0,5–4,5 В.

Теперь дело за малым: двигателисты, получив в руки такой инструмент, просто обязаны намного снизить выброс частиц сажи и окислов азота. А иначе – как быть со все крепчающими Евро?

Подпишитесь на «За рулем» в