Автопарк россии: от прошлого к настоящему

АВТОПАРК РОССИИ: ОТ ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ

СТАТИСТИКА

Ныне Россия – один из самых динамичных и быстрорастущих автомобильных рынков мира. И не случайно. Начинать-то приходилось с уровня «ниже плинтуса», когда автомобиль для подавляющей части населения был недосягаемой мечтой. И тут вдруг – такие возможности…

«БОЛЬШОЙ СКАЧОК»

После распада Советского Союза парк легковых автомобилей России вырос более чем в 2,5 раза – до 23,4 млн. штук в 2004 году. Темпы его роста составляли в среднем более 12% в год. Для сравнения: в странах Восточной Европы – 5,4%, а Западной – всего 2%.

В результате такого «большого скачка» сложилась очень неоднородная региональная картина автомобилизации России. В некоторых регионах достигнут такой уровень, до которого общероссийский показатель доберется, дай бог, лишь к 2010 году: Москва – 286 автомобилей на 1000 человек, Ханты-Мансийский АО – 247, Калининградская область – 235, Камчатская область – 231. Довольно близки к этим цифрам Московская область – 214 и Санкт-Петербург – 215. В среднем же по стране показатель куда ниже: 163 автомобиля на 1000 человек (в небогатых странах Восточной Европы около 300 автомобилей, в Западной – более 420).

С ростом парка легковых автомобилей в России менялась и его структура, в первую очередь – благодаря росту числа импортных автомобилей. Цифры здесь впечатляют. В 1993 году, согласно данным ГИБДД, в России было зарегистрировано всего 300 тыс. иномарок (без учета продукции ЗАЗа, который к тому времени оказался за границей), или 2,8% от парка. А вот к концу 2003 года этот показатель возрос до 4,3 млн. автомобилей (или 19,1%). Среднегодовые темпы роста парка иномарок последние пять лет составляют 10%, в отечественном сегменте – 4%.

ИНОМАРКИ-ЛИДЕРЫ

В российском парке иномарок самые популярные – автомобили немецкого и японского производства: соответственно 28 и 36%. Доля украинских автомобилей постепенно снижается и на начало 2004 года составляла 21% парка иномарок. Всего на 400 (!) автомобилей отстает «Тойота», на долю которой приходится 4,8% российского автопарка (20% от парка импортных автомобилей) – ныне она занимает почетное 5-е место, между ЗАЗом и УАЗом. Да и вообще «Тойота» по продажам своих новых автомобилей в России достигла рекордных высот. Можно смело предположить, что уже в 2004 году она переместится на 4-е место, опередив ЗАЗ.

Увы, молодым наш автопарк назвать никак нельзя. Как свидетельствуют данные ГИБДД, 71% автомобилей в России – старше 7 лет, а почти 50% – более 10 лет. В региональном разрезе наиболее «молодыми» показателями обладают Москва (здесь доля новых автомобилей достигает 23%), Ненецкий АО (25%), Татарстан (22%), Ханты-Мансийский АО (23%), Ямало-Ненецкий АО (20%). Наиболее «старый» – Дальневосточный федеральный округ: парк его в основном – праворульные автомобили; доля новых машин тут не превышает 2%.

Поскольку в Россию до недавнего времени ввозили в основном подержанные иномарки, для большинства регионов характерно: чем выше в нем доля иномарок, тем более старым парком он располагает.

ЧТО МЕНЯЕТСЯ

Структура парка меняется из года в год. Снижается число автомобилей ЗАЗ и «Таврия» (за 10 лет – на 500 тысяч, до 1,16 млн. штук), постепенно растет доля «настоящих» иномарок. В 2003 году прирост парка легковых автомобилей впервые за последние 10 лет на 57% был обеспечен за счет иномарок (за вычетом автомобилей производства ЗАЗ). Показательно в этой связи, что в Москве на протяжении последних 5 лет прирост идет преимущественно за счет иностранных автомобилей. В 2003 году в столице было зарегистрировано (впервые) снижение парка отечественных автомобилей – на 1,1%. В то же время рост числа иномарок достиг тогда 15,7%.

ЧЬИ ДОЛИ БОЛЬШЕ

Распределение парка легковых автомобилей по федеральным округам пропорционально численности населения. 72,5% всех автомобилей зарегистрировано в европейской части России (до Урала). При этом на нее приходится 67,1% российского парка иномарок. В приграничных регионах – Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах – наиболее высокий показатель доли иномарок, соответственно 67 и 37%. Они составляют более 81% парка легковых автомобилей Калининградской области и Приморского края.

Небольшое число иностранных машин зарегистрировано в колыбели отечественного автостроения – Приволжском округе (лишь 12%), ну а меньше всего их в Ульяновской и Самарской областях (соотвественно 5,9 и 8,2%) и Республике Татарстан (9,3%).

Примечательно, что по абсолютным показателям парк иномарок Дальневосточного федерального округа (980 тыс. автомобилей) занимает второе место в России, уступая только Центральному (1,7 млн. автомобилей) и немного опережая Северо-Западный (850 тыс.), причем в Центральном более чем на 50% сформирован за счет Москвы и области. На них, в свою очередь, приходится 71% парка иномарок региона.

Доля праворульных автомобилей составила на конец 2003 года около 28% всех иномарок (за исключением ЗАЗов) или 1,18 млн. шт. По понятным причинам 89% этого парка приходится на Дальневосточный и Сибирский федеральные округа. Доля праворульных здесь соответственно 95 и 75%. В европейской части России (до Урала) этот показатель в среднем около 2%. Отметим, что темпы роста парка праворульных существенно отстают от леворульных и наблюдается устойчивая тенденция к сокращению доли подержанных автомобилей из Японии. Исключением стал только 2002 год, когда количество праворульных выросло на 21% против 12% леворульных, что было следствием ажиотажного ввоза подержанных иномарок в преддверии повышения на них пошлин.

Продукция АвтоВАЗа традиционно доминирует в парках Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов, где она превышает 54%. Приграничные территории, а также регионы за Уралом характеризуются, как было сказано, более высокой долей иномарок в парке и, соответственно, более низкой – продукции отечественных автозаводов.

Подпишитесь на «За рулем» в