Путь самурая

ПУТЬ САМУРАЯ

ТЕХНИКА

АВТОБУС «БОГДАН»

ПУТЬ САМУРАЯ

НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ

На Украине теперь целых три автобусных завода. Львовский, бывший флагман автобусостроения в СССР, молодой Бориспольский, под Киевом, и в Черкассах – реконструированный из авторемонтного, где чинили ПАЗы. Черкасским автобусам, кроме индекса, дали собственное имя – «Богдан», в честь гетмана Хмельницкого, заключившего военно-политический союз с Россией. Это единственный в СНГ автобус, собираемый из японских, от грузовика «Исудзу», узлов и агрегатов. На Украине таких работает более 3000, а теперь они появились и в Москве, заполнив пустующую нишу между «Газелью» и ПАЗом.

Еще в конце 30-х годов «Исудзу» приобрела лицензии на производство двигателей MAН и «Дойц». Тогда на их основе в первую очередь для армейских грузовиков разработали собственные моторы воздушного охлаждения. Ныне выпускают автомобильные дизели от рядной 2,5-литровой «четверки» до V10 объемом 30,4 литра!

На «богданы» А-092 для России ставят мотор объемом 4,75 л с турбонаддувом и интеркулером, мощностью 146 л. с. при 2300 об/мин и крутящим моментом 470 Н.м при 1600 об/мин, соответствующий нормам Евро III.

Японцы разработали его для грузовиков «Эльф». Чугунные головка и блок, нижний распредвал со штангами в приводе, сухие тонкостенные гильзы. Привод распредвала, насоса ГУР, рядного ТНВД (никаких ремней, насос-форсунок и «коммон рейла») – шестернями со стороны маховика. Из особенностей конструкции разве что общий, в одной отливке, корпус крышек коренных подшипников, придающий особую жесткость блоку, и шатуны с крышками на четырех болтах.

В Черкассах двигатель оснастили компрессором. Пневмосистема простейшая: силикагелевый осушитель, пара ресиверов, приводы открывания дверей и пневмобаллоны, работающие вместе с рессорами задней подвески. Однако тормоза остались гидравлическими с вакуумным усилителем, спрятанным под панелью приборов.

«Эльф» – существо бескапотное, и «Богдану» очень кстати пришлось его четкое тросовое управление шестиступенчатой синхронизированной коробкой. Интересно, что стояночный барабанный тормоз смонтирован по старинке, на вторичном валу коробки.

Задний мост с одинарной гипоидной главной передачей, поэтому не гудит, как редукторный на «Икарусе». Кстати, колеса в 17,5 дюйма к ступицам заднего моста крепятся футорками и гайками. Крепеж, проклятый не одним поколением наших водителей, еще жив в Японии.

Проектировали «Богдана» украинские специалисты из бывшего львовского НИИавтобусостроения.

Автобус, как и корабль, начинает свою жизнь на стапеле, иначе геометрию каркаса кузова не выдержать. Ферму сваривают из прямоугольных труб, потом фосфатируют и грунтуют. Передняя и задняя панели и многие другие детали – из стеклопластика. Бока, крышу, ступени, арки колес делают из стального листа с двусторонней оцинковкой. Способ крепления – сначала клей, дополнительно сварка или клепка, далее грунтование, окраска и обработка мастиками низа и ферм изнутри.

Заниженный пол в проходе и небольшие колеса позволили обойтись лишь двумя ступеньками: украинские бабушки такой компоновкой довольны. Остальное зависит от заказанного исполнения: городской автобус, пригородный или туристический. Разные по уровню комфорта сиденья и другие стекла. Городским положены простые с резиновым уплотнителем, туристическому – тонированные вклеенные.

Нашим перевозчикам понравится низкий расход дизтоплива – 18–22 литра на сотню и солидный ресурс агрегатов. Говорят, моторы А-091 способны ходить по миллиону, пока удалось посмотреть только двигатели с пробегом 400 тысяч. Сухие, без следов подтекания масла и клубов дыма из трубы, с хорошей мощностью и небольшим расходом топлива. Работают, как и все японцы, целеустремленно, с максимальной отдачей и минимальным «отпуском» на ремонт.

Подпишитесь на «За рулем» в