Куда хочу, туда верчу

КУДА ХОЧУ, ТУДА ВЕРЧУ

ТЕХНИКА

НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ

КУДА ХОЧУ, ТУДА ВЕРЧУ

Так мог бы сказать о себе водитель автопогрузчика «Сайдвиндер» (Si-dewinder), оборудованного колесами «Эйртрекс» (Airtrax). Впрочем, вертеться-то машине теперь необязательно – достаточно просто ехать в любом направлении по желанию оператора. Да и слово «колеса» не вполне подходит для описания нового движителя, запатентованного в Швеции и реализованного в США. Колеса как бы есть, но вместо шин на них под углом установлены бочонкообразные катки, каждый из которых вращается вокруг своей оси. В общем, под словом «колесо» будем понимать всю систему, установленную на ступицу.

Движение транспортного средства с «Эйртрексом» целиком зависит от соотношения угловых скоростей и направлений вращения отдельных колес. Если они синхронно крутятся в одну сторону, машина едет вперед или назад. Если передние и задние вращаются «в противофазе», то «Сайдвиндер» пойдет… боком. Есть возможность поиграть скоростью вращения каждого колеса – они снабжены индивидуальными гидростатическими моторами. Тогда можно ехать в любую сторону, разворачиваться на месте и вообще маневрировать произвольным образом. Это, конечно, надо видеть в движении. При случае посмотрите видео на сайте www.airtrax.com – впечатляет!

Разумеется, для управления «Сайдвиндером» обычная баранка не годится. Вместо нее в правой руке оператора нечто вроде джойстика. Куда его отклонить, туда машина и пойдет параллельно самой себе. Хотите повернуть – вращайте рукоятку, как ручку газа на мотоцикле. Электронные «мозги» уловят желание водителя и дадут команды двигателям, чтобы движение «Сайдвиндера» точно соответствовало направлению и величине отклонения рукоятки. Проще, как говорится, не бывает. Но сколько умных голов поработало, чтобы добиться этой простоты!

Подпишитесь на «За рулем» в