Зажигательные японцы

ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ ЯПОНЦЫ

РЫНОК И СЕРВИС

СВЕЧИ NGK

ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ ЯПОНЦЫ

МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Четверть века назад эту фирму просто не восприняли всерьез – дескать, что ждать от какой-то изоляторной фабрики, пусть и японской... Зато сегодня более 87% всех мировых производителей автомобилей – от «Мерседеса» до «Феррари» – используют на своих конвейерах свечи «Эн-Джи-Кэй» (NGK). А оборот фирмы составил в прошлом году 2 миллиарда евро.

Интересно, чем отличаются свечи NGK от своих многочисленных сородичей? Попасть бы к ним в лабораторию…

ЭТА МАЛЕНЬКАЯ ЕВРОПА…

Нет ничего проще. NGK – фирма японская: значит, летим в Германию. Там садимся в машину и едем… правильно, в Бельгию – ведь нам нужно во Францию. А оттуда…

Самое смешное, что так все и было. Обвинить японцев в мотовстве трудновато – именно такой маршрут они сочли для нас оптимальным. Дескать, европейский техцентр NGK находится в немецком Ратингене, а ближайший «свечной заводик» фирмы – под Орлеаном во Франции: это же рукой подать... Примерно как от Москвы до Пензы.

Что ж – едем. Если останется свободное время, то выясним, где тут жила Жанна д’Арк. Но пока все мысли – про иридиевые свечи.

ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ

Благородные металлы – это золото и серебро, еще – платина. А еще есть иридий с температурой плавления 2450°С. Слово Iris по-гречески – радуга: ну как тут не сострить насчет «радужных перспектив» его применения? Тем более, что иридиевые свечи зажигания уже продаются и в наших магазинах – примерно по 500 «рэ» штука. На Западе они, кстати, дороже.

Зачем японцы придумали иридиевые свечи? Да все затем же – в погоне за стопроцентной надежностью искрообразования. Речь, естественно, не о борьбе с браком, а о неблагоприятных условиях для воспламенения смеси, когда даже абсолютно исправная свеча порой дает осечку. Любопытно, что самыми тяжелыми «условиями труда» для свечи зажигания на фирме считают не сибирские морозы, а температуру около минус 10°С, приправленную частыми пусками двигателя. Но в любом случае борьба идет за каждый пропущенный разряд – будь он хоть один на миллион циклов. И решения бывают совершенно разные.

Вспомним, например, хорошо известные у нас свечи с V-образной выемкой на центральном электроде. Фирма NGK заявляет, что первой применила такое решение – отгадайте, зачем? Оказывается, вовсе не как аналог многоэлектродной свечи, а для того, чтобы сдвинуть искрообразование с оси центрального электрода на его края! Здесь полагают, что при этом облегчается распространение фронта пламени – мол, из центра ему тяжелее добираться до «работы» чем с «окраины».

Затем появился гибрид – это симбиоз двух свечей: многоэлектродной и платиновой. Тоненький платиновый электрод находится посередке, однако вышеупомянутые проблемы «толстого» коллеги ему неведомы: он такой маленький, что никому не мешает. Понятно, что от преждевременного выгорания его спасает благородная платина, а вот боковые электроды…

А боковые электроды нужны для улучшения холодного пуска! Местные спецы поясняют: мол, при низких температурах искровой разряд норовит уйти «налево» – сползти по изолятору и «коротнуться» на «массу» совсем не там, где надо. А пока свеча не нагрелась – не достигла рубежа в 450°С, – на изоляторе копится нагар с относительно низким сопротивлением, в результате искра уходит в «никуда». Так вот, для перехвата этой самой «паразитной» искры как раз и применяют боковые электроды: только «вильнул в сторону», а тут – удобный искровой промежуток. Волей-неволей приходится работать.

А где же иридий? Да вот он – центральный электрод еще тоньше, чем платиновый. Что касается искрообразования, то оно однозначно лучше! Вспомним школу: молния любит попадать в одиночные высокие деревья и другие заостренные предметы – громоотводы так и работают. В иридиевой свече бьют те же молнии, только в миниатюре. А подобная форма электродов позволяет «заостренной» свече пробивать большие искровые промежутки по сравнению с находящейся в тех же условиях «толстушкой». Кроме того, из-за уменьшенного пятна контакта такая свеча меньше нагревается.

Реальный пробег подобной свечи составляет примерно 100 000 км. Более того, фирма заявляет, что может серийно выпускать свечи с любой долговечностью, но такая задача перед ней не стоит. Скажем, «Мерседесу» действительно нужны как раз 100 000 км, зато ФИАТу вполне достаточно 30 000, а «американцы», напротив, всегда «зашкаливают за сотню» – у них скорости движения ограничены, а нагрузки на многолитровые двигатели ниже. Кстати, практически для каждого автомобиля свечи NGK выпускаются в двух вариантах: «долгоиграющая» (long life) – для конвейера, а более дешевая – для вторичного рынка. Это не из области «лучше-хуже», а просто совершенно разные модели: хочешь купить «конвейерную» – ради бога.

Между прочим, на некоторых свечах изолятор имеет не гофрированную, а гладкую поверхность! Объяснение тому довольно необычное. Дело в том, что привычный нам колпачок высоковольтного провода со временем как бы приваривается к изолятору – отпечаток заметен сразу. Захотел сменить свечи – меняй и колпачки с проводами: проблем нет, а нормальный контакт того стоит. Но если речь идет о современных двигателях с персональными катушками зажигания на каждом цилиндре, то такая замена сразу влетает в копеечку. Так вот, по мнению фирмы, гладкие изоляторы в подобных случаях ведут себя лучше – относительно тяжелые катушки «сидят» на них надежно, но не «прилипают» – ни воздух, ни влага внутрь не попадают. Расположение свечей при этом роли не играет. Но для «обычных» моторов свечи с гофрированными изоляторами все же предпочтительнее.

НОВОЕ – ХОРОШО ЗАПРЯТАННОЕ СТАРОЕ?

Поиск свечи под конкретный мотор – дело долгое. Фирма-разработчик нового двигателя поставляет его на NGK, оговаривает требуемый ресурс и задает ценовой диапазон – мол, не дороже стольких-то пиастров… После этого свечных дел мастера начинают… нет, не разрабатывать, а для начала шарить по сусекам – почти наверняка что-то похожее уже было создано, но до поры до времени оставалось невостребованным. Из закромов вытаскиваются подходящие свечи, затем подгоняется их калильное число и начинаются тесты – холостой ход, пусковые свойства, ходимость, калильное зажигание. Само собой, заказчик затем будет проводить свои испытания – уже на дорогах.

Кстати, насчет заказчиков и просто потребителей, прослышавших про иридиевые свечи. Они рекомендуются для борьбы с такими проблемами, как образование нагара, неустойчивая работа на холостом ходу и неуверенный холодный пуск. Если ни о чем таком вы пока что не слышали, то продолжайте спокойно ездить на том, что у вас есть. Что касается «иридиевого гибрида» (наподобие платинового), то его пока что не существует в природе.

А может быть, уже и существует. Нельзя же показывать журналистам абсолютно все.

Подпишитесь на «За рулем» в