Без кризисов и реформ

БЕЗ КРИЗИСОВ И РЕФОРМ

СПОРТ И ТЮНИНГ

КРОСС

БЕЗ КРИЗИСОВ И РЕФОРМ

СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ. ФОТО: ЮРИЙ ТЮРИН

Наряду с трековыми гонками, автокросс – самая «народная» дисциплина в России. И, пожалуй, наиболее консервативная. В отличие от ралли или кольцевых гонок, зачетные группы те же, что во времена развитого социализма, и трассы чуть ли не во всех краях и весях. По телевизору кросс увидишь редко. Зато он чрезвычайно доступен всем, кто любит смотреть гонки «живьем» или… участвовать в них.

Расходы? Да, 400–500-сильные монстры европейского Дивизиона 2 (4х4, 2 литра, турбонаддув) влетают в копеечку, оттого и немного их в руках российских пилотов. Каждый решает сам, как рациональнее тратить ресурс – в чемпионате России или, быть может, на первенстве Европы. Альтернатива – самобытные аппараты на базе отечественных машин. Выходит дешевле. Но тут одних денежных вложений недостаточно – нужен еще незаурядный инженерный дар. Тольяттинец Борис Котелло, многократный чемпион страны, занимается как раз «самостроем». Награда – золотая медаль, добытая им в этом году за рулем уникальной полноприводной «десятки» с мотором «Опель».

А в классе 1600-кубовых легковушек расходы слегка поднялись лишь однажды, в конце 90-х, когда на сцену вышла система впрыска. С тех пор никаких перемен, разве что «восьмерку» сняли с производства и новые кузова для боевых машин теперь добывать сложнее. Но пока незаметно, что VAZ 2108 сдаст позиции другой модели. Как и лидер класса Алексей Иванов – захватив трон три года назад, тольяттинец уверенно его удерживает.

После небольшого перерыва вернул себе титул в зачете багги-1600 опытный Валентин Николаев из Набережных Челнов. Этому отчасти способствовал уход сильной московской команды «Газпром Моторспорт» – кузницы молодых чемпионов. Баггийный автопарк «Газпрома» ныне распродан, разошелся по рукам. Одна из машин, год назад привезшая Романа Колесникова на подиум европейского чемпионата, стала примой Дивизиона багги-4000. На ней завоевал титул Григорий Соломенцев, многие годы создававший машины сам и давно не добивавшийся такого успеха.

Багги строят по принципу «твори, выдумывай, пробуй». Колеса и агрегаты крепятся к пространственной раме из труб. Дешевле не придумаешь, если не прибегать к помощи заграничных «ателье». К тому же в наших условиях «4000 кубических сантиметров рабочего объема» – сущая фикция. Двигатели багги классов «1600» и «4000», как правило, несут на себе эмблему ВАЗа, различаясь лишь степенью форсировки.

Чемпионат России по кроссу никогда не пребывал в упадке и не требовал глобальных реформ. Этапы в Казани, Тольятти, Дмитрове и Курске прошли на ура. Если и есть кризис, то только «перенаселения» – фаворитов значительно больше, чем медалей.

Подпишитесь на «За рулем» в