Езда по стенограмме. с полным газом… вслепую

ЕЗДА ПО СТЕНОГРАММЕ. С ПОЛНЫМ ГАЗОМ… ВСЛЕПУЮ

ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ ТАК

Как полноправный член экипажа штурман получил свою приборную панель. Сначала в ней поселилось нехитрое устройство под названием «Спидпилот», заимствованное у авиаторов. Собственно, это – обыкновенные часы с секундомером, в которых специальная шкала позволяет определять скорость по промежутку времени, необходимому для прохождения километра трассы. Вторым прибором стал счетчик пройденного расстояния – некогда знаменитый механический «Твинмастер».

Одной из основных штурманских проблем доэлектронной эры была тарировка этих приборов. Если «Спидпилот» время от времени сверяли с заведомо точными часами, то к «Твинмастеру» прилагался целый чемодан шестеренок. Подключался прибор через специальный тройник к штатному тросу спидометра. В зависимости от диаметра колес и передаточных чисел в приводе, для получения достоверных показаний несколько раз проезжали специальный мерный участок. У прибора было две шкалы – одна, верхняя, обычно оставлялась под суммарный пробег, а нижняя – для отсчета расстояний между ориентирами в «легенде».

ГЛАВНОЕ – ТЕМП

Ключ к победе в ралли – скоростная стенограмма, позволяющая максимально быстро проходить спецучастки. Ее составляет сам экипаж. Есть несколько способов кодовой записи режима движения на спецучастках, но основной принцип не меняется. Все повороты делят по сложности на несколько групп (от пяти до десяти). Так же помечают ямы, камни, трамплины и прочие «сюрпризы». Благодаря информации штурмана в ходе гонки пилот заранее знает, что его ждет впереди за закрытым поворотом или перегибом дороги, и начинает управляющие действия до того, как увидит, куда надо ехать. При езде по скоростной стенограмме на каждом препятствии экономят лишь доли секунды, но с учетом их общего количества (несколько сотен на каждом СУ) набирается несколько секунд – тех самых, что необходимы для победы.

Понятно, какая ответственность лежит на обоих членах экипажа – гонщик должен строго следовать командам штурмана, а тот в свою очередь – своевременно сообщать пилоту всю необходимую информацию. Чрезвычайно важен темп чтения стенограммы. Ускоряя его, штурман подгоняет пилота, замедляя – тормозит. Выбор правильного темпа чтения – высший пилотаж!

Как это делается? Профессиональные штурманы «помнят» основные трассы «специальной» памятью. Психологи называют ее проприоцептивной: участки запоминаются по ощущениям вестибулярного аппарата и давлению кресла, к которому штурман крепко-накрепко привязан спортивными ремнями безопасности. Именно по тому, как идет автомобиль по трассе, как его «болтает», он ориентируется, выбирая темп чтения «легенды». При этом крайне важно знать нормальный для данного пилота уровень «болтанки», что достигается только многократными совместными тренировками.

ОРИЕНТИР ПОДСКАЖУТ ШКАЛЫ

Зачем такие сложности? Дело в том, что штурману на трассу смотреть некогда, и он руководствуется в основном показаниями прибора. Сейчас это чаще всего электронный «Терратрип» – специальный счетчик пути с несколькими шкалами. Они-то и сообщают расстояние между ориентирами и препятствиями на трассе. Задача штурмана при прохождении СУ не только читать скоростную стенограмму, но и управлять счетчиками расстояний – показатель одного ведет отсчет от старта участка, другой служит для отсечки расстояний между ориентирами и сбрасывается на «0» после прочтения позиции. Когда штурман ошибается, чаще всего сбивается привязка для чтения стенограммы, и восстановить ориентиры без прибора практически невозможно. Отчасти поэтому предусмотрены две шкалы расстояний, и общий пробег стараются не сбрасывать – «Терратрип» позволяет его корректировать на стоянках после прохождения части дистанции.

Кроме расстояний штурман также ведет контроль всех временных параметров гонки, но приборы для этого примитивные – обычные хронометр или секундомер.

Учитывая цену ошибки любого из членов экипажа, нетрудно догадаться, как поедет гонщик, не доверяющий своему штурману. А уж если кто-то из них откровенно «прихрамывает» или опыта совместной работы маловато, до того, чтобы улететь в кювет, – рукой подать.

У тех же, кому удалось овладеть премудростями ралли и поймать тонкое ощущение «резонанса» со своим партнером, боевой конь мчит по трассе ралли, как космический корабль.

Подпишитесь на «За рулем» в