Зверь-машина

ЗВЕРЬ-МАШИНА

ПЛОДЫ СЕЛЕКЦИИ

Снаружи автомобиль походит на серийный аналог лишь очертаниями. Изменение пропорций явно пошло ему на пользу: из элегантной львицы он преобразился в грозного хищника, готового разорвать любого соперника. Впрочем, агрессивный имидж – не самоцель, а лишь результат технического перевооружения.

От прежнего кузова в дело пошло немногое: ветровое и заднее стекла, элементы пола, крыша и… водительская дверь. Последняя (усиленная противоударным брусом) попала в эту компанию по соображениям безопасности и требованию регламента. Будь она, как и правая, из стеклопластика, не удалось бы надежно защитить пилота при столкновениях. А контакты с машинами соперников и ограждением трассы случаются в кроссе часто – силовая борьба здесь не противопоказана. По этой же причине заменены боковые стекла: закаленные лопаются при ударе, осыпая пилота градом осколков, оргстекло лишь дает трещину. Вместо фар вообще закреплены пластиковые колпаки – ночью гонки на треке не проводят. Из пластика и весь остальной декор: крылья, бамперы, крышка багажника и капот.

Под навесными (по сути – декоративными) панелями – мощный остов, пространственный каркас из цельнотянутых легированных труб. Пол и крыша лишь несколько увеличивают жесткость. Кстати, слово это в конструкции – ключевое. В целях четкого взаимодействия всех систем тут отказались от демпфирующих элементов. Узлы и агрегаты составляют с каркасом как бы единое целое, а необходимые перемещения обеспечивают в основном сферические шарниры (ШС). Под столь необычной личиной кроется и неординарная начинка.

ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ

Ради достижения требуемых для гоночного мотора кондиций, пришлось пойти на ухищрения. Головкой блока с металлической прокладкой, коваными поршнями и масляным поддоном с противоотливными шторками никого, пожалуй, не удивишь. А вот промежуточный вал привода передних колес, который проходит сквозь картер, встретишь не часто.

Система охлаждения включает аж три (!) радиатора. Охладитель промежуточного воздуха турбины (интеркулер) и масляный радиатор двигателя стоят спереди, а вот теплообменник для охлаждающей жидкости там пристроить не удалось – пришлось перенести его в багажник. Благо баулов и чемоданов в гонке не возят. Обдув организовали принудительно с помощью электровентилятора.

Топливо – «Спектрол-Торнадо» с октановым числом 102 единицы (и ценой 2,3 евро за литр) двигатель потребляет с огромным аппетитом – 100 литров на 100 км! Обеспечивают столь внушительную подачу два насоса и восемь форсунок – по паре на цилиндр.

Передать огромный потенциал двигателя на трансмиссию оказалось по силам лишь двухдисковому керамическому сцеплению, рассчитанному на крутящий момент 1000 Н.м.

Коробка передач – шестиступенчатая кулачковая секвентальная (с последовательным включением). Дабы в пылу гонки пилот по ошибке не перешел на нейтраль, а тем более не включил задний ход, эти режимы заблокированы. В этом же корпусе спрятан межосевой редуктор. Соответствующий дифференциал отсутствует – мощности мотора с лихвой хватит, чтобы уровнять момент, провернув колеса даже на сухом асфальте! А вот межколесными дифференциалами пренебречь нельзя, иначе при постоянном полном приводе автомобиль будет неуправляемым. На «Пуме» они дисковые самоблокирующиеся.

Обе подвески – независимые на поперечных рычагах – соответствуют международному регламенту группы А (специальные спортивные автомобили). Он предусматривает амортизаторы с изменяемой характеристикой, стабилизаторы с регулируемой жесткостью и возможность изменения углов установки каждого из колес. Осадить «Пуму» призваны четырехпоршневые тормозные суппорты AP Racing в паре с вентилируемыми перфорированными дисками той же фирмы.

Сцепление с дорогой обеспечивают кованые 15- или 16-дюймовые колеса, обутые, в зависимости от условий, в различные типы покрышек (от гладких псевдосликов до «злобных» грязевых).

УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОГО

Приручить этого яростного зверя непросто. Порой не хватает даже незаурядного мастерства – возможности кроссмена все же не безграничны. И тут на помощь приходят технические решения.

Возьмем старт. Если раскрутить двигатель на всю катушку, момент на колесах окажется столь велик, что машина просто зароется в землю. Если газовать вполсилы, после троганья «посидишь в турбояме», ожидая, пока нагнетатель наберет нужные обороты. Решить проблему помогает «кнопка старта». Нажав ее, пилот может смело давить на газ – обороты двигателя не превысят средних значений. Зато полностью открытый дроссель будет держать турбину в нужном тонусе. Едва тронувшись, кнопку отпускают, и мгновенный подхват гарантирован.

Таких вещей, больших и малых, в этом чудо-автомобиле не счесть. Главное – освоить их до тонкостей и, укротив автозверя, привить ему вкус к победе.

Подпишитесь на «За рулем» в