Кольцевая держава вместо яхты

КОЛЬЦЕВАЯ ДЕРЖАВА ВМЕСТО ЯХТЫ

Обсуждались весомые бюджеты, конфигурации, инфраструктуры будущих трасс, а уж перечня всех мест, где их планировали строить, сейчас и не вспомнишь. А что в результате? У нас по-прежнему пусто, а самой доступной для россиян трассой формулы 1 в нынешнем году станет «кольцо» в Стамбуле. Комплекс планируют сдать в июне, а первый турецкий Гран-при формулы 1 состоится 21 августа 2005 года. Очевидно, в разгар курортного сезона наша всероссийская «зарубежная здравница» будет привлекать не только пляжами, но и новым зрелищем – королевскими автогонками.

В ОДИНОЧКУ ИЛИ В СКЛАДЧИНУ?

Формально строительные работы еще не завершены. Но в том, что трасса будет сдана вовремя – нет сомнений. В конце минувшего года инфраструктура – спортивные сооружения – была готова на 95%, а дорожное полотно – на 97%. Последний (пятый) слой асфальта уложат в мае нынешнего года.

И во сколько же обойдется Турции билет в элитный клуб больших гонок? Так вот, цена проекта порядка $80 млн. С точки зрения обывателя – огромные деньги. А с точки зрения государства или состоятельного мецената? Да, в общем, вполне восполнимая трата, сулящая к тому же огромные барыши. Более того, подобная «брешь в бюджете» по силам даже некоторым миллиардерам. Как известно, дорогая океанская яхта может стоить и $90 млн., и $130 млн., и даже больше. А если собраться нескольким бизнесменам, да при всесторонней помощи государства? Стать гоночной державой за цену одной яхты куда как важнее для престижа страны, нежели частная собственность одного ее гражданина. Что и доказали турки.

Инициатором выступила местная федерация авто- и мотоспорта (TOMSFED). Конечно, не обошлось без поддержки и гарантий со стороны государства. Инвесторами проекта стали Стамбульская торговая палата и Фонд формулы 1 (FIYAS), объединивший около ста бизнесменов.

Новая трасса формулы 1 расположена в районе Тузла азиатской части Стамбула в пяти километрах от аэропорта. Общая вместимость стационарных и временных трибун – 155 тыс. зрителей. Но в непосредственной близости от комплекса гостиниц возводить не предполагают. Зрители и участники Гран-при будут селиться в городе. А для того чтобы удобно подъезжать к трассе, построены широкие автобаны.

ГОНКИ КРУГЛЫЙ ГОД

Длина дорожного полотна турецкого кольца 5378 метров, ширина от 12,5 до 21,5. Число виражей – 13: семь левых и шесть правых. Еще одна особенность – шестнадцать мест с перепадами высот. Протяженность старт-финишной прямой 655,5 м. И это единственный плоский участок трассы. Любопытны и широкие зоны безопасности, состоящие наполовину из асфальта, наполовину из гравия. Уже сейчас известна расчетная скорость болидов формулы 1 на каждом из секторов трассы. А максимальная скорость, которую разовьет здесь формула, должна составить 320 км/ч. Хотя посетивший недавно стройплощадку тест-пилот команды «Вест Мак-Ларен Мерседес» Педро де ля Роса утверждает, что можно разогнаться и до 330–340 км/ч.

Разумеется, страна, проявляющая активность в автоспорте, возводя трассу для формулы 1, надеется и на дивиденды иного порядка. В конфигурацию полотна заложены срезки, позволяющие проводить мото Гран-при, заезды младших формул, национальные кольцевые состязания. Внутри основной трассы строят миниатюрную дорожку покороче и поуже – комплекс для картинга. А представители компании, которая будет управлять всем «кольцом» после его сдачи в эксплуатацию, утверждают, что заставят дорожку работать 365 дней в году. Ведь они намерены быстро окупить проект. Кроме того, новая трасса повысит интерес не только к Стамбулу, но и к Турции в целом.

Знаете, что такое белая зависть? Это когда развивающиеся и вполне развитые страны оперативно строят гоночные трассы, а мы все еще продолжаем запрягать. Наша медлительность оборачивается тем, что государство, пополняющее свой бюджет нашими «курортными» миллионами, теперь станет обладателем и миллионов спортивных.

А ЧТО У НАС?

О вариантах Гран-при России начали говорить в конце 90-х. «Придворный архитектор» ФИА Герман Тилке, спроектировавший автодромы в Малайзии, Бахрейне и Турции, приезжал в Москву на рекогносцировку местности. Он посчитал тогда, что более всего предпочтительна площадка в Молжаниновском районе близ аэропорта «Шереметьево». Но столичные власти выбрали Нагатинскую пойму – парк, превращающийся в пустырь для выгула собак.

Ателье Тилке по заказу московского правительства разработало проект трассы – эскизы представили общественности в 2002 году. Однако работы в Нагатино так и не были начаты: на встрече мэра Юрия Лужкова с хозяином формулы Берни Экклстоуном стороны не нашли общего языка в финансовых вопросах.

Тема Молжаниновки всплыла еще раз осенью 2003-го во время шоу команды формулы 1 «Рено» на Воробьевых горах. Мэр, готовящийся к очередным выборам, пообещал горожанам, что Россия получит Гран-при в 2006 году. Судя по всему, вряд ли.

Похожее и с петербургским проектом. Три года назад большой группе журналистов показали участок неподалеку от аэропорта «Пулково»: здесь также к 2005 году под патронажем того же Тилке должен был возникнуть современный комплекс для формулы 1. По слухам, вариант не умер окончательно, но в Пулково до сих пор заметных подвижек не произошло.

Ранее назывались еще Ярославль, Тула, другие пункты. Кто вспомнит их теперь?

Подпишитесь на «За рулем» в