Дороже, еще дороже…

ДОРОЖЕ, ЕЩЕ ДОРОЖЕ…

Декабрь прошлого года оказался достаточно успешным для дилеров АВТОВАЗа (второй год подряд!). И дело тут не только в любви раздавать подарки, а в куда более прозаичных обстоятельствах. В это время заметно активизируются корпоративные клиенты и «бюджетники», которым обязательно надо потратить часть прибыли на «развитие» и снизить при этом общие налоговые отчисления. Обновление автопарка для этой цели как нельзя кстати. В 2004 году всплеск продаж отмечен даже в Москве и регионе, где вообще-то в последние годы вазовскую продукцию почти не замечали. В декабре реализация машин из Тольятти в столице возросла больше чем на треть (!), и в итоге из 700 тысяч проданных в стране вазовских автомобилей около 130 тыс. прописались в Москве и области.

Повышенный спрос потянул за собой и розничные цены: только за месяц они выросли на 1%. Вроде бы ерунда, никто не заметит, но если сравнить даже с началом 2004 года – картина впечатляющая. Так, средневзвешенная цена на автомобили «десятого» семейства по России в декабре составляла 232 тыс. рублей, что на 14% больше, чем в начале того года! Изменение цен на «классику» и «Самару» от начала года не такое значительное, как на «десятки», но тоже впечатляет: + 8,5 и + 5,6% соответственно…

Поистине рекордный рост средней розничной цены в прошедшем году продемонстрировала малышка «Ока»: почти на 17%! Если в январе ее можно было приобрести за 74–75 тыс. рублей (примерно 2500 долл. по тогдашнему курсу), то к концу года минимальная стоимость микролитражки выросла до 85–86 тыс. рублей. Средняя же сейчас равна 91,5 тыс. руб. (по нынешнему курсу – 3270 долл.).

Вообще-то в прошлом году была преодолена некая знаковая черта: самый дешевый и непритязательный российский автомобиль стал стоить дороже 3 тыс. долларов. Вспомним, что в недалеких 1998–2000 годах за куда меньшие деньги можно было купить, считай, любую модель вазовской «классики», даже «Ниву»; «Ока» же тогда вообще стоила 1300–1500 у. е. Времена меняются, доходы населения растут, цены потихоньку подтягиваются к мировым, и уже, наверное, никогда россиянин не сможет купить новый автомобиль по цене ниже 3000 долларов. Увы!

Но все это лишь предыстория к истории про новогодние подарки: то было в прошлом году, а в нынешнем… Он начался с объявления: с 1 января АВТОВАЗ изменил отпускные цены на автомобили «Лада» для своих дилеров. На модели «десятого» семейства они увеличиваются на 2,0–2,5 тыс. руб., «классические» модели и автомобили семейства «Самара» станут дороже на 1–2 тыс. руб. Больше других дорожает старая «Нива» – на 3,5 тыс. руб., удлиненная же (бывшая «тридцать первая») и мини-вэн «Лада-2120» подрастут в цене совсем незначительно – на 500 руб.

Впервые в протоколе согласования дилерских цен присутствует модель «Лада-11183» (седан семейства «Kалина»). Ее отпускная цена в начале года по прейскуранту – 203,4 тыс. руб., хотя в реальной продаже она появится только к лету. Самой дешевой вазовской моделью остается «Лада-21053»: в простой комплектации «норма» она поступает к дилерам АВТОВАЗа по 107 775 руб. Самой же дорогой серийной моделью стал универсал «Лада-111» с кондиционером в комплектации «Люкс». Он попадает к дилерам только с предоплатой за 240 858 руб.

Решили не отставать от товарищей по цеху и «порадовали» покупателей планово-ожидаемым ростом цен и другие отечественные производители. «Новая» «Волга» GAZ 31105 прибавила в цене на целых 5%, и теперь она начинается с 215–220 тыс. руб. за «голый» автомобиль.

К сожалению, список подорожаний в новом году на этом только начинается. Будет еще традиционный весенний сезон, когда всегда подрастают цены. А к лету правительство обещает ввести нормы, ограничивающие токсичность автомобильных выхлопов (Евро II). Вообще-то это должны были сделать с 1 января 2005 года, но, по официальной версии, не успели подготовить законопроект.

Однако с лета уж точно введут (дальше тянуть вроде бы нельзя), и тогда нас ожидает очередное серьезное повышение цен: самые простые и дешевые карбюраторные модели должны покинуть рынок, а с инжекторными двигателями будут дороже на несколько сотен долларов. Например, «четверку» с карбюратором в декабре можно было купить в Москве за 5,1 тыс. долл., а точно такая же, но с системой впрыска оценивалась уже в 5,4 тыс.

Вот такими у нас оказались подарки к праздникам…

Подпишитесь на «За рулем» в