Бензиновый развод

БЕНЗИНОВЫЙ РАЗВОД

СМЕШНОЕ НАКАЗАНИЕ

О невероятном росте цен на бензин заговорили уже весной, почти год назад. Именно тогда министр финансов Алексей Кудрин заявил, что «в России существует картельный сговор, в котором участвуют семь крупнейших нефтяных компаний». В подтверждение этого несколько месяцев спустя Федеральная антимонопольная служба раскрыла и обнародовала факты сговора нефтяных компаний при установлении цен на автомобильное топливо. Правда, местного значения.

Началось выявление «заговорщиков» с южных окраин России — Ставрополья и Астраханской области, затем в их число попали еще несколько регионов. Но не будем забывать, что согласованность действий двух или более компаний надо доказывать в суде, имея аналитические заключения. На эти случаи у владельцев розничных сетей есть набор контраргументов, а посему прошедшие судебные процессы сработали лишь на данные регионы, а принятые решения можно оценить как «условно-показательные» – не более. Такого рода «карательные меры» никого не остановили, да и не могли остановить. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев назвал наказание, предусмотренное в таких случаях законом (штраф в размере 5000 МРОТ), просто смешным «в сравнении с теми сверхприбылями, которые нефтяники получали в результате сговора».

Представители нефтяной отрасли вяло выступали против обвинений в свой адрес. Вице-президент «ЛУКойла» Леонид Федун вообще считает, что «чем выше цена на бензин, тем выгоднее государству». Ведь тогда в казну идет больше налогов…

А еще он утверждал, что производство бензина не поспевает за растущим спросом. «Автомобилей становится больше, чем мы способны заправлять. При этом мощности нефтеперерабатывающих предприятий остаются прежними, а технологии переработки устарели. Из одной тонны нефти мы получаем 150 литров бензина, а в США, например, 430 литров. Бензин скупается на корню. Сегодня каждый литр высокооктанового бензина расписан на несколько недель вперед. Бензина просто не хватает. Никакими налогами этого положения не исправить».

Вот только почему за все это должны расплачиваться автовладельцы?

СЛОВО ПРЕЗИДЕНТА

К декабрю розничные цены на бензин достигли своего пика. За 11 месяцев 2004 года цена бензина А-76 подскочила в России на 45%, АИ-93 – на 27, а дизтоплива и вовсе на 61% (за тот же период 2003 года рост составил «всего» 16%). Вот тут-то и произошла историческая встреча Президента России с главой «ЛУКойла» Вагитом Алекперовым. Владимир Путин заявил тогда, что «ситуация на рынке нефтепродуктов ненормальная, нужно добиться снижения цен».

– Мы не собираемся переходить к строгому государственному регулированию и подавлению, – сказал тогда Президент нефтянику, понимая, что его слова услышат все коллеги Алекперова по цеху.

Эксперты исходили из того, что если «ЛУКойл» пойдет на понижение, то другие операторы рынка вынуждены будут последовать его примеру. И последовали. С декабря по февраль цены неуклонно снижались. Значит, можем и цены снижать?

ЗАКОНЫ РОСТА

Не правда ли, ситуация похожа на сюжет из российского фольклора о справедливом и всесильном царе, который только одним своим строгим взглядом может и горы свернуть, и реки вспять поворотить. В нашем случае – бензиновые реки. Только есть здесь одно «но»: топливо подешевело бы и без президентского окрика.

По оценкам экспертов Российской топливной ассоциации, цены на топливо в декабре – феврале снижаются из года в год. Таковы законы рынка. А дорожает бензин обычно дважды в году – весной и осенью.

Весеннее подорожание связано с увеличением спроса на топливо в сельском хозяйстве. Причем не только по причине посевных работ в масштабах страны. На дачу и «на картошку» ездят на автомобиле, даже если для других целей машиной не пользуются. Осень же – время подготовки к зиме и отопительному сезону.

Мы попросили спрогнозировать ситуацию на рынке бензина в России специалиста крупной международной инвестиционной корпорации «Морган Стенли» Виталия Назлымова.

– Не нужно быть оракулом, чтобы предсказать дальнейший рост цен на внутреннем рынке России. И дело даже не в том, как поведут себя мировые цены на нефть. Они в этом году скорее всего стабилизируются, а за ними – и внутренние цены на топливо. Рост цены на бензин и другие виды топлива не будет таким пугающим.

Это уже не экономика, а математика. На 20–40% бензин подорожать не сможет – тогда его цена сравняется с европейской, и владельцам АЗС будет выгоднее завозить его из Европы. Так что можно предсказать 10-процентное подорожание в течение года, но этим российских потребителей уже не напугаешь.

– То есть, даже если нефть в мире подешевеет, цена на бензин будет расти?

– В лучшем случае – останется прежней. Мировые цены на нефть в прошлом году определялись не столько экономической, сколько политической ситуацией, и прежде всего в США. Цены же на бензин в России связаны с особенностями ее экономики. Как может снизиться спрос, а соответственно и цена на топливо в стране, где только в прошлом году автомобильный парк увеличился примерно на 1,6 млн.? Так что бензин будет дорожать, и это неизбежно в условиях рынка. Снизить цены можно только государственным регулированием. Как в Ираке до войны или сейчас в Туркмении. Но такая экономическая политика ни к чему хорошему не приводит, а лишь порождает дефицит и ведет к еще большей коррупции.

– Что же может хотя бы удержать рост цен в пределах инфляции?

– Это возможно. Только конкуренция может оградить потребителя от беспредела монополистов. Государство должно реагировать на то, как развивается отрасль. Устанавливать рыночные правила конкуренции, антимонопольные законы, следить за их исполнением – тогда потребитель будет защищен от прошлогоднего шокового повышения цен…

Пока же мы наблюдаем совсем другое. По имеющимся прогнозам, национализация крупнейшей нефтяной компании может привести лишь к общему росту цен в отрасли. За примерами далеко ходить не надо – наша государственная газовая компания по эффективности занимает одно из последних мест в мире, зато количество чиновников в ней удваивается (!) в среднем раз в три-четыре года… Какая экономика такое выдержит?

Рост цены на бензин – вещь неизбежная. Верить же иным обещаниям, все равно что любоваться переливами бензиновых пятен в весенних лужах.

Подпишитесь на «За рулем» в